Понедельник, 30.09.2024, 20:31

АСТРО-ПСИХО-ГРАФОЛОГИЯ

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 21
Гостей: 21
Пользователей: 0

Введение


Рубрика: 6. Личная эффективностьБиблиотека

Книги Эдварда де Боно, одного из известнейших исследователей механизмов творчества, довольно широко представлены на российском рынке. Автор разработал метод, обучающий эффективно мыслить. Де Боно предлагает формализовать и структурировать процесс мышления, что, по мнению автора, будет способствовать более качественному обсуждению проблем и последующему принятию решений. Шесть шляп — шесть разных способов мышления. «Надевая» шляпу определенного цвета, мы фокусируем свое внимание только на одном из способов мышления.

Книга вошла в 100 лучших бизнес-книг всех времен по версии Джека Коверта и Тодда Саттерстена. Модель де Боне также описана Микаэлем Крогерусов в Книге решений.               50 моделей стратегического мышления.

Эдвард де Боно. Шесть шляп мышления в формате Word2007 Эдвард де Боно. Шесть шляп мышления в формате pdf

В способности думать заключена основа человеческой деятельности. Независимо от того, хорошо или плохо эта способность развита в каждом из нас, все мы регулярно испытываем неудовольствие достигнутыми нами в этой области результатами.

Главная трудность, связанная с процессом мышления, состоит в преодолении беспорядочного, стихийного течения наших мыслей. Мы пытаемся охватить мыслями одновременно очень многое, если не все, — стараемся «объять необъятное». В каждую минуту в нашем сознании теснятся сомнения и переживания, логические построения и творческие замыслы, планы на будущее и воспоминания о минувшем. В этой круговерти скачущих мыслей нам так же сложно ориентироваться, как циркачу жонглировать мелькающими у него перед глазами разноцветными шарами и обручами. Но научиться и тому и другому — можно.

Усвоение простой идеи, которую я предлагаю вашему вниманию, позволит вам навести порядок в «кладовой своих мыслей», поможет «разложить их по полочкам» и предоставит возможность все делать размеренно, своевременно и в порядке строгой очередности. Только так можно отделить логику от эмоций, желаемое от действительного, фантазии «чистейшей воды» от «голых» фактов и реальных планов на будущее. В умении выбрать нужный подход к делу и состоит предлагаемая мной идея шести шляп мышления.

1. Магия перевоплощения. В позе мыслителя и думать сподручнее

Представьте себе фигуру известного всем нам роденовского «Мыслителя». Примите эту позу, физически или мысленно, – и вы станете мыслителем. Почему? Потому что, играя в мыслителя, вы становитесь им. В нужное время ваши внутренние переживания «догонят» ваши действия. Иными словами: «настройка тела» повлечет за собой «настройку духа». В этой книге изложены разные роли, которые вы сможете сыграть.

2. Примеряем шляпу: очень намеренное действие

Я хочу сосредоточить ваше внимание на намеренном мышлении. Это и есть главное назначение шляпы мышления. Надевать ее следует намеренно. Нам не нужно специально осознавать последовательность перестановки ног во время прогулки или регулировать ритм своего дыхания. Это фоновое, автоматическое мышление. Но есть и другой тип мышления, намного более намеренный и сосредоточенный. Фоновое мышление требуется для того, чтобы справляться с ежедневной рутиной, копируя обычные мыслительные шаблоны. Намеренное мышление позволяет сделать намного лучше и больше, чем просто копирование шаблонов.

Не так просто послать себе сигнал о том, что мы желаем выйти из рутины и перейти от шаблонного, копирующего типа мышления к намеренному. Таким четким и ясным сигналом для себя и других может стать идиома шляпы мышления.

Когда вы ведете машину, вам приходится выбирать дорогу, придерживаться заданного направления и следить за движением другого транспорта. Это реагирующее (реактивное) мышление. Так вот, обыденное мышление очень напоминает управление автомобилем: вы читаете дорожные знаки и принимаете решения. Но вы не составляете карты.

Картографирующий тип мышления требует определенной отрешенности. Обыденный — нет. Реактивный тип мышления действует лишь в том случае, если есть на что реагировать. Вот почему очень опасна концепция критического мышления как самой совершенной его формы. Существует глупое суеверие, основанное на неправильном понимании идей великих греческих философов, будто мышление основано на диалоге и диалектической борьбе. Эта ошибка принесла Западу много вреда. Западная привычка к спору и диалектике порочна, поскольку оставляет в стороне все новаторское и творческое. Критическое мышление прекрасно реагирует на все, что ему предлагают, но ничего не может предложить самостоятельно.

Чтобы охватить сферу действенного мышления, я придумал специальный термин — «действенность». Это умение действовать — и тот тип мышления, который ему соответствует. Слово «действенность» должно напоминать об умении писать и считать. Я совершенно уверен в том, что действенность должна стать таким же важным элементом образования, как эти два умения.

При печати цветной карты происходит цветоделение. Сначала на бумагу накладывается один цвет. Потом поверх первого цвета печатается второй, затем — третий и т. д., пока, наконец, не появляется полноцветная карта. Шесть шляп мышления в этой книге соответствуют различным цветам, используемым при печати карты. Именно такой способ я предлагаю использовать, чтобы намеренно направлять свое внимание. Таким образом, дело не только в том, чтобы надеть шляпу, но и в том, какого цвета шляпу мы выберем.

3. Намерение и его реализация

Если вы будете вести себя как мыслитель (например, наденете шляпу мышления), то непременно им станете. Ваше мышление последует за вашим действием. Игра станет реальностью. Обратите внимание: одного намерения недостаточно. Вы должны действовать, вести себя соответствующим образом.

По закону каждый школьник в Венесуэле должен затрачивать два часа в неделю на развитие своих мыслительных способностей. В школах есть специальный предмет — «Мышление». Его изучают и школьники, и учителя, и родители. Мыслительные навыки, которые ученики приобретают в процессе обучения, очень важны. Но намного важнее сама идея развития навыков мышления.

Использование шести шляп мышления, описанных в данной книге, – это один из способов усилить намерение быть мыслителем. Если вы сознательно хмурите брови, намереваясь поразмыслить, то не примете решения до тех пор, пока не перестанете хмуриться, и это решение будет намного лучше, чем спонтанная реакция. Шесть шляп мышления – это весьма действенный способ перехода от намерения к его реализации.

4. Ролевая игра: отпуск для «эго»

Чем более намеренна и искусственна роль, тем больше она ценится. В этом секрет успеха американских мыльных опер. Одна общая роль мышления разделяется на шесть различных характерных ролей, представленных шляпами разных цветов. Каждый раз вы выбираете, какую из шести шляп следует надеть. Вы надеваете шляпу определенного цвета и играете роль, которая ей соответствует. Вы смотрите на себя, играющего эту роль. Вы стараетесь играть ее как можно лучше. Ваше «эго» защищено этой ролью. Оно, как режиссер, следит за хорошим исполнением роли.

5. Меланхолия и другие флюиды

Возможно, греки были правы, когда верили в зависимость своих настроений от различных телесных флюидов. Многие люди замечали, что мысли, которые приходят к ним в голову в состоянии подавленности, в значительной мере отличаются от тех, которые могли бы возникнуть у них, если бы они пребывали в более радостном расположении духа.

Возможно, со временем шесть различных шляп мышления приобретут статус условного сигнала, приводящего в действие определенный химический механизм в мозге, что, в свою очередь, окажет воздействие на наше мышление. Если мы будем рассматривать мозг как активную информационную систему, то увидим, что ее функционирование в значительной мере отличается от работы пассивных информационных систем, используемых в вычислительной технике. В активной системе информация организуется по принципу шаблонов, а не лежит пассивно на поверхности в ожидании некоего внешнего процессора, который ее организовал бы.

Допустим, есть поддон с песком. Стальной шар, брошенный на него, остается лежать там, куда он упал. Если шар бросили через какой-либо квадрат решетки, он остается лежать прямо под этим квадратом. Это пассивная информационная система. Шар остается там, куда его поместили.

В другом поддоне находится мягкий пакет из резинового каучука, наполненный вязким маслом. Первый шар, брошенный на поверхность, постепенно погружается на дно, прогибая под собой поверхность каучукового пакета. Теперь, когда шар пришел в состояние покоя, поверхность имеет контур — что-то вроде впадины, на дне которой покоится первый шар. Второй шар скатывается по наклонной и останавливается рядом с первым шаром. Второй шар активен. Он не остается там, где его положили, а следует по наклонной, созданной первым шаром. Все последующие шары будут скатываться к первому. Образуется скопление, кластер. Таким образом, мы имеем простую активную поверхность, позволяющую входящей информации (шарам) организоваться в кластер.

Именно активность нервных сетей позволяет входящей информации организовываться в шаблоны. Именно образование и использование таких шаблонов рождают восприятие. Если бы мозг не был способен организовывать входящую информацию в шаблоны, то даже такие простые вещи, как переход через дорогу, были бы практически невозможны. Наш мозг устроен так, чтобы «блестяще» избегать всякого творчества. Он предназначен для того, чтобы создавать шаблоны и использовать их без изменения в будущем при любом удобном случае. Но самоорганизующиеся системы имеют один огромный недостаток: их ограничивает последовательность прошлого опыта (история событий).

Восприимчивость и чувствительность нервной системы изменяются под воздействием веществ, циркулирующих в организме. Изменение концентрации и состава этих веществ приводит к использованию нового шаблона. В некотором смысле у нас есть отдельный мозг для каждого исходного набора веществ. Это наводит на мысль о том, что эмоции существенно влияют на нашу способность мыслить, а не являются чем-то излишним, мешающим мышлению.

Люди, которым тяжело принимать решения, могут догадаться, что каждая из химических установок мозга принимает решение, подходящее конкретно для нее. Таким образом, оба выбора правильны, но для разных мозгов. Отсюда и нерешительность.

В состоянии паники или злости люди склонны вести себя примитивно. Возможно, это происходит потому, что в мозге такие особые химические условия возникают столь редко, что он не имеет возможности приобрести сложные шаблоны реагирования. Если это правда, то существует очень веская причина для того, чтобы тренировать людей в подобных эмоциональных условиях (как это всегда делали в армии).

6. Ценность шести шляп мышления

Первая ценность шести шляп мышления состоит в том, что они дают возможность играть определенные роли. В основном мышление ограничено защищающимся «эго», которое ответственно за большинство практических ошибок мышления. Шляпы позволяют нам думать и говорить о таких вещах, о которых иначе мы не могли бы подумать или сказать, не ставя пол угрозу свое «эго». Костюм клоуна дает человеку полное право вести себя как клоун.

Вторая ценность метода заключается в управлении вниманием. Когда необходимо вывести мышление за рамки простого реагирования, нам нужен способ переключения внимания с одного аспекта на другой. Шесть шляп мышления – способ концентрации внимания на шести различных аспектах предмета размышления.

Третья ценность — удобство. Символизм шести различных шляп мышления позволяет попросить кого-то (и себя тоже) «перевести стрелки». Вы можете попросить кого-либо проявить несогласие или перестать быть несогласным. Вы можете попросить кого-либо проявить творческие способности. Или пересказать свою чисто эмоциональную реакцию.

Четвертая ценность шести шляп мышления — их возможная связь с химическими процессами в мозге.

Пятая ценность заключается в определении правил игры. Людям легко их освоить. Объяснение правил игры является одним из самых эффективных способов обучения детей – вот почему они так легко осваивают компьютер. Шесть шляп мышления устанавливают определенные правила «игры в мышление». Суть этой игры заключается в его картографировании, а не в обычном процессе доказательства.

7. Шесть шляп — шесть цветов

Белая шляпа. Белый цвет нейтрален и объективен. Белая шляпа — это объективные факты и цифры.

Красная шляпа. Красный цвет предполагает гнев (глаза краснеют), страсть и эмоции. Красная шляпа дает эмоциональное видение.

Черная шляпа. Черный цвет мрачен и отрицателей. Черная шляпа обосновывает негативные аспекты — почему что-либо неосуществимо.

Желтая шляпа. Желтый – солнечный и положительный цвет. Желтая шляпа подразумевает оптимизм и связана с надеждой и положительным мышлением.

Зеленая шляпа. Зеленый – это цвет растущей травы. Зеленая шляпа означает творчество и новые идеи.

Синяя шляпа. Синий цвет холоден; к тому же это цвет неба, которое находится выше всего. Синяя шляпа отвечает за организацию и контроль мыслительного процесса, а также за использование остальных шляп.

Кроме того, удобно сгруппировать шляпы в три пары 

·                     белая и красная;

·                     черная и желтая;

·                     зеленая и синяя.

·                     зеленая и синяя.