Меню сайта
Статистика
Онлайн всего: 14 Гостей: 14 Пользователей: 0 |
Однаждыпо материалам интернета
Урок литературного чтения. Н.А. Некрасов. Однажды, в студеную зимнюю пору 1. Фонетическая зарядка. (Учащиеся в быстром темпе хором произносят стихотворение): Чтобы разговаривать, -А сейчас проведем игру «Кто самый внимательный». На доске напечатаны слова, вы их должны прочитать и объяснить. · ПОДМЕРЗШИЕ · ПРИВОЖУ · ПРЕВРАЩАЛИСЬ · ВОЗ · ЗАМЕРЗШИЕ · ОТВОЖУ · ВОЗВРАЩАЛИСЬ · ВЕЗ Следующая игра «Читай быстро, целыми словами». 2. Игра «Читай быстро, целыми словами». (слова напечатаны на доске) · МОРОЗ · СТУЖА · ХВОРОС · Т ЛОШАДКА · МУЖИЧОК 3. Вызванные ученики читают слова, затем слова закрываются. -Назовите запомнившиеся слова. 4. Отмечаются учащиеся, запомнившие большее количество слов. 5. (если есть время, можно спросить у учащихся значение слов «дровосек», «хворост») Сегодня на уроке я хочу вас познакомить с репродукцией картины Василия Григорьевича Перова «Тройка». (Учитель показывает картину; репродукции выдаются каждому ученику. Рассматривание картины сопровождается музыкой П.И. Чайковского.) -Что изображено на картине? (На картине изображены дети, которые тащат бочку с водой, о чем свидетельствует ведро и ковш на санях.) -Во что одеты дети? (Дети одеты в рваные тулупы, ботинки, в летние картузы, которые совсем не греют.) -Какое время года изобразил художник? (Зима. Дует пронзительный ветер. Волосы детей развеваются.) -Обратите внимание на задний план картины и ответьте на вопрос: это крестьянские дети или дети городской бедноты? (Дети городской бедноты, так как мы видим городские стены.) -Вам, ребята, живущим радостно и счастливо, очень трудно представить, как тяжело приходилось простым, бедным людям в прошлом, особенно их детям. Крестьяне - бедняки не могли прокормить своих детей и часто отдавали их в услужение городским богачам и ремесленникам. Учеников- мастеровых и изобразил художник на картине. Нелегко было ученикам в городе у чужих людей. Кормили впроголодь, одевали в чью-нибудь изношенную негодную одежду. Спать приходилось, где попало: в подвалах или чуланах. Учили мало, а трудились с утра до ночи, детям поручали самую грязную, тяжелую, непосильную работу. - Детям, которых вы видите на картине, пришлось везти воду в бочке. В то время, даже в городах, водопровод был не во всех домах. Бедняки приносили воду в ведрах из реки, озера или колодца. Они в бочках развозили воду по домам, а им за это платили. Давайте всмотримся в глаза, лица, фигуры этих детей. Что мы можем о них сказать? (Глаза, лица детей, фигуры напряжены и показывают всю тяжесть этой работы. На лицах усталость, озабоченность и страдание. Они так устали, что не хватает сил запахнуть пальто и прикрыть грудь.) -Дорога, заснеженная, скользкая, идет вверх вдоль высокой стены старинного монастыря. Бочка накренилась – вот-вот упадет. Одинокий прохожий пожалел ребят. Он старается подтолкнуть сани в гору. По фигуре прохожего можно догадаться о том, что эта работа тяжела даже для взрослого. -Какими красками художник дает нам почувствовать сострадание к этим детям, к их тяжелому труду? (Серыми, грязными, темно-зелеными.) -Молодцы! Посмотрите, нет красок радости и счастья. -Как вы думаете, почему художник выбрал такой сюжет? (Чтобы показать тяжелую жизнь детей в прошлом, жизнь детей вынужденных жить в нищете и зарабатывать себе на еду и ночлег.) - Пустынная дорога. Зима. Холодно. Но эти дети должны выполнять тяжелую непосильную работу. Ребята, а почему Перов назвал свою картину «Тройка»? С кем сравнивает художник этих детей? (С тройкой лошадей.) - Совершенно верно. Ведь раньше не было ни машин, ни поездов и люди обычно передвигались на тройках лошадей. Перов изобразил совсем другую тройку. Он сравнивает детей с тройкой лошадей, которые в любую погоду и в зной, и в холод, и в жару, и в ненастье должны выполнять свою работу, исполнять волю своего хозяина. Но не только художники, но и поэты уделяли внимание тяжелой жизни детей в прошлые времена. Одним из таких поэтов был Николай Алексеевич Некрасов. Некрасов жил во времена крепостного права, которое было отменено около 150 лет назад, вы проходили эту тему по истории. В произведениях этого поэта отражены впечатления детства, воспоминания о тяжелой жизни крестьян. Некрасов особую любовь питал к детям. У него немало произведений посвященных крестьянским детям, детям городской бедноты, детям рано познавшим голод, нужду, тяжелый труд. У Некрасова есть целая поэма, которая так и называется «Крестьянские дети». Творчество Николая Алексеевича Некрасова и отрывок из его поэмы «Крестьянские дети» тема нашего сегодняшнего урока. -Откройте, пожалуйста, учебник на с. 131. Сейчас я прочитаю отрывок, обратите внимание что, он дан без названия. Вы внимательно слушаете и готовитесь ответить на вопрос, как бы вы его озаглавили. 1. Чтение отрывка учителем. -Как вы считаете, какой заголовок больше подходит к отрывку из поэмы, передает его содержание? 2. Выслушиваются отрывки учащихся. 5. Физкультминутка. 6. Вторичное восприятие текста. -Прочитайте отрывок жужжащим чтением и аккуратно карандашом отметьте слова, которые при чтении вызвали у вас затруднения, это старые слова, которые сейчас не употребляются в речи или употребляются очень редко. 1. Учащиеся читают отрывок, отмечают «трудные» слова. - Молодцы! Назовите слова, которые вы отметили. 2. Заслушиваются ответы учащихся. - Давайте посмотрим, совпадают ли они со словами, которые выписала на доске я. 3. На доске напечатаны слова: · Шествуя · Полушубок · Чинно · Вестимо · Узцы · Миновал Слова «дровосек» и «хворост» разбирались при выполнении тренировочных упражнений. -У нас выписано слово «шествуя», что оно обозначает? (Идя, человек идет важно, почтенно, спокойно, даже торжественно.) - Что обозначает слово «узцы»? (Это часть конской сбруи- ремни с удилами и поводьями, надеваемая на голову лошади.) - «Полушубок»? (Добавляется приставка «полу-», что обозначает половина, половина шубы- короткая шуба. -«Вестимо»? (Известно, понятно.) -»Миновал»? (Прошел, ушел, закончился.) - Молодцы. Ответьте на вопрос, в какую пору встретился поэт с мальчиком? Подкрепите свой ответ словами из текста. - Как звали мальчика? - Сколько ему было лет? - Как произошла встреча, зачитайте. - Кого первым увидел автор? (Лошадку.) - А почему лошадку, а не мальчика? (Потому, что ребенок был так мал, что не был даже виден из-за лошади.) - Прочитаем еще раз этот отрывок. С кем сравнивает поэт мальчика? - Зачитайте слова о том, как Влас шел по лесу. - Замечательно каждое слово, которым Некрасов изображает этого труженика. Другой бы сказал о мальчике, что тот шагает или идет, или бредет. А как говорит Некрасов? (Шествуя.) - Так говорили обычно о каком-нибудь почтенном старике. И одним этим словом Некрасов дает нам понять, как уважает себя этот «мужичок с ноготок» за то, что ему поручили такое нужное и важное дело. - Как мальчик вел лошадь? Зачитайте. (В спокойствии чинном.) - Мы уже объясняли значение слова «чинно». Значит, Влас не суетился, не егозил, не подпрыгивал, как обычно поступают мальчики его возраста, а во всем подражал бородатым степенным крестьянам, делавшим свое дело неторопливо, уверенно, без лишних движений и слов. - Какая пословица вспоминается нам, читая эти строки? (Больше дела - меньше слов.) - Каким чувством окрашены строки стихотворения? (Доброта, задушевность в повествовании.) - Молодцы! Какой темп? (Спокойный, неторопливый.) - Прочитаем еще раз строки стихотворения до разговора с мальчиком. - Что говорит мальчик о своей семье? Почему он вынужден работать? - Во что был одет ребенок? Найдите слова в тексте. - Большие сапоги, большие рукавицы, полушубок до самых пят - все говорит о том, что вещи не по размеру, семья бедная, что полушубок и рукавицы, скорее всего отца, который работает в лесу, и отдал их сыну, чтобы тот не замерз, пока будет доставлять дрова. И шапка, и сапоги тоже, скорее всего старые, достались уму или от отца, или от деда. - С каким вопросом обращается незнакомец к Власу? («Откуда дровишки?») - Что ему ответил Влас? («Из лесу вестимо») - Как воспринял мальчик вопрос автора? (Мальчик понимает, что вопрос задан зря,- кому не известно, что дрова добывают в лесу. В своем ответе мальчик дает понять, что вопрос незнакомца кажется ему совершенно никчемным, глупым.) - Совершенно верно, молодцы. И в этих словах чувствуется упрек собеседнику: зачем же спрашивать о том, что и без разговоров понятно. -Как обращается автор к Власу? Как он называет его? («Парнище») - Каким чувством окрашено это слово? (Любовное, доброе, сочувственное отношение к мальчику.) - Парнище. А ведь Влас, хотя ему и 6 лет чувствует себя важным работником. Как ребенок воспринимает это обращение? (Как усмешку, ему обидно, потому, что незнакомец подчеркивает, что мальчик мал ростом и годами.) - Так и видишь этого шестилетнего мальчугана. Он понимает, что он полезный работнтк в семье. От того он такой гордый и важный. Ему некогда разговаривать с каждым прохожим. Как он отвечает на вопросы? (Коротко. Грубовато.) - Почему? Я уже задавала вам подобный вопрос и вы на него отвечали. (Он хочет быть похожим на взрослого.) - Давайте повторим, каким чувством автор окрасил строки стихотворения? (Задушевность и теплота, печаль и сострадание.) - Правильно, сочувственное отношение к этому маленькому работнику вынужденному работать, чтобы помочь отцу прокормить семью, а не кататься в этот прекрасный зимний день на санках. Не играть со своими сверстниками в снежки, а возможно, просто сидеть дома у печи и смотреть на яркие огоньки пламени. |