по материалам интернета
На уроке нужно было написать только
основную часть и, по возможности, заключение.
Сначала писали на черновике, потом переписывали на чистовик.
На картине Богданова-Бельского изображена деревенская школа XIX века
во время урока устного счёта. Учитель — реальный человек, Сергей
Александрович Рачинский. Он
был профессором Московского университета, ботаником и математиком. На волне
народничества в 1872 году Рачинский вернулся в родное село Татево, где создал
школу с общежитием для крестьянских детей, разработал уникальную методику
обучения устному счёту. Эпизоду из жизни школы с творческой атмосферой,
царившей на уроках, посвятил своё произведение Богданов-Бельский, сам в прошлом
ученик Рачинского.
На доске написана задача, которую необходимо решить ученикам.
Урок математики. Учитель Рачинский даёт задание ребятам, а они должны найти
ответ и шёпотом сказать об этом учителю.
Учитель на картине изображён слева. На нём чёрный костюм. Он сидит, немного
согнувшись. Один ученик шепчет ему что- от на ухо: видимо, решил задачку. Мы
всматриваемся в учителя и видим умного, терпеливого, образованного,
внимательного человека. Видно, что ребятам на уроке очень интересно и хорошо.
Каждый хочет найти ответ на эту трудную задачу. Но решить её надо в уме. А это
непросто. Ребята не сидят за партами. Они передвигаются по кабинету так, как им
хочется. Это правильно: ведь человек должен чувствовать себя легко и свободно,
если ему интересно. одеты бедно. Это крестьянские ребятишки. Но им интересно
учиться. Им хочется идти в школу, потому что лица ребят заинтересованы и
сосредоточены. Вот на переднем плане стоит мальчик. Правой рукой он держится за
подбородок. Видимо, он уже почти решил предложенный пример. Чуть позади него
стоит мальчик. В его глазах и позу тоже виден интерес к тому, что происходит в
кабинете.
Большая часть ребят на заднем плане столпились у доски. Им хочется решить
задачу, но это не так просто: много цифр – их же надо запомнить. Ребята разных
возрастов. Есть маленькие, но есть совсем взрослые. На этой картине все
увлечены, всем интересно. Думаю, что ребята любят и уважают своего учителя.
Картина сейчас находится в Третьяковской галерее.
К картине Решетникова...
У стола стоит девочка лет двенадцати, серьезно нахмурив лоб. Ее волосы
заплетены в две аккуратные косички с бантами, строго лежащими на ее плечах.
Одета девочка в форменное коричневое платье и черный фартук. Даже красный
пионерский галстук повязан у нее на плечах аккуратно и строго. Портфель ее
также очень аккуратный и чистенький. Сейчас девочка достает из портфеля
учебники… Но отчего же она замерла в такой суровой позе? Замерла не одна
девочка – замерла и ее мать. Эта женщина одета по-домашнему, косынка и фартук
говорят о том, что она сейчас готовила что-то на кухне. На лице у этой женщины
– скорбь, видно, что она расстроена. Рядом с ней на маленьком красном
велосипеде сидит пухлощекий мальчик в коротких штанах и заправленной в них
рубашке. Его хитрый взгляд и ухмыляющаяся улыбка адресованы туда же, куда
направлен строгий осуждающий взгляд сестры-отличницы и скорбный взгляд матери.
Так на кого же устремлены эти взгляды? Ответ прост – на мальчика на переднем
плане. Этот светловолосый мальчуган с оттопыренными ушами и красными щеками
одет в коричневое – явно с чужого плеча – пальто с меховым воротником. Пальто
расстёгнуто – виднеется воротник форменной куртки. Парнишка одет в синие
мешковатые брюки и блестящие, еще не ношенные ботинки. В руках он держит
кожаный портфель, уже успевший побывать во многих «сражениях»! Чего только не
делали этим портфелем! Били и по голове смертельного врага из параллельного
класса, и по голове симпатичной девчонки с косичками с передней парты. Портфель
и мячом футбольным, и штангой успел побывать! А сколько раз его бросали! Один
раз на портфель даже вылили чернила… Теперь и замок на портфеле не работает –
ну, ничего, можно и веревочкой перевязать. Никогда еще портфель не подводил
его, но сейчас все же подвел.
Так что же такого мальчик сделал? Он получил двойку. Опять!
С тех пор как существует мирозданье,
Такого нет, кто б не нуждался в знанье.
Какой мы не возьмем язык и век –
Всегда стремился к знанью человек.