О книге "Первый листопад" и ее авторах
«ХУДОЖНИК, ЧТО ЖИВЁТ В ЛЮБОМ ИЗ НАС...»
Тридцать лет назад Валентин Дмитриевич Берестов написал первую книгу для детей. Тогда он был археологом, работал на раскопках древнего Хорезма.
По обломку глиняного кувшина, позеленевшему медному колечку он мог многое рассказать о людях, живших тысячелетия назад. Из доисторического леса пришли в стихи Берестова игуанодон и птеродактилица.
А возвращаясь вместе с поэтом в день сегодняшний, ты встречаешь в его стихах не просто ровесников. Ты узнаешь в них себя. Это ведь ты, съезжая с высокой горы, испытывал «наслажденье особого свойства — превращение страха в геройство». Это ты ощущал себя вождём индейцев, что «Чингачгуку брат и Гайавате». Это твой «детский мяч, весёлый мяч, летел навстречу с летом». Это ты, впервые переплыв речку, с восторгом ступил на чужой, заветный берег.
В этих
стихах рядом с неугомонным озорником и фантазёром живёт твой взрослый, мудрый и
добрый друг — сам поэт.
Стихи В. Берестова зовут искать, играть, соревноваться. Даже ленивого и равнодушного растормошит их беспокойный, подвижный, задорно-дразнящий ритм: «Облака — сплошная вата, а летят, летят куда-то. А ты — нет!» Так хочется погнаться за ними! Знай: стоит поверить в свои силы — и полетишь. Для умеющего мечтать самое важное условие исполнения желаний — смелость: «Птица неба не боится»!
В новой книге поэта «Первый листопад» есть свой секрет. Это особое родство стихов и рисунков. Художник Татьяна Ивановна Александрова, чьи рисунки ты видишь в этой книге, давно знала и любила стихи Берестова. Ещё в молодости они вместе бродили по родным для поэта местам — замечательной калужской земле.
Шли годы, и художница стала женой поэта. Она нередко рисовала, слушая его новые стихи.
У Татьяны Ивановны был дар прирожденной сказочницы. Она умела увидеть, открыть чудесное в простой травинке, в знакомом человеке — и обрадоваться этому. Сама жизнь представлялась ей сказочно интересной и полной неразгаданных тайн. Так свободно чувствует себя в сказке тот, у кого в детстве была няня-сказочница, как Арина Родионовна у А. С. Пушкина. Удивительным образом, но в этом повезло и поэту и художнице! Неутомимая говорунья и сочинительница бабушка Катя была у маленького Вали Берестова, няня Матрёшенька — у близнецов Тани и Наташи Александровых.
Рассказывает поэт о той радости, которой согревала его бабушка Катя, и будто она смотрит на нас с портрета няни Матрёшеньки, нарисованного
С детьми была связана вся жизнь Татьяны Ивановны Александровой. Она рисовала героев детских мультфильмов, занималась с ребятами живописью в изостудии Дворца пионеров. Потому так много в этой книге портретов твоих сверстников, сделанных карандашом и красками, лёгким пером и мягкими цветными мелками. Ясными, простыми линиями рассказывает художница о маленьком человеке.
Поэзию каждого дня писатель и художница открывали вместе: репей, одуванчик, крапива росли у самого порога их дома на окраине Москвы. В набросках, «портретах цветов» (так называла их сама Татьяна Ивановна), вдруг проступает девчоночий или мальчишеский характер. И, глядя на один из рисунков, вспоминаешь репей из стихов Берестова, мечтающий вцепиться «в чьи-то штаны, в волчий хвост или в заячью грудь и в далёкий отправиться путь».
Дети и цветы — равноправные герои книги «Первый листопад» . Художница рисовала ребят за игрой, старалась не помешать, а цветы — не срывая, в лесу, на поляне. Так же доверительно и внимательно говорит с тобой поэт, убеждённый, что в детстве «всего откровенней, без прикрас и возвышенных фраз, твои огонь, человеческий гений, зажигается в каждом из нас».
Окунитесь в созданный поэтом и художницей светлый и добрый мир! И тогда радость сотворчества откроется и взрослому читателю «Первого листопада», и тебе, для кого рисовать так же естественно, как смеяться и говорить.