Тест «Рисунок школы»
Цель: определение отношения ребенка к школе и уровня
школьной тревожности.
Ребенку дают лист А4, цветные карандаши и просят:
«Здесь на листе бумаги нарисуй школу».
Беседа, уточняющие вопросы о нарисованном,
комментарии записываются на обратной стороне рисунка.
Обработка результатов
Эмоциональное отношение к школе и учению
оценивается по 3 показателям:
1) цветовая гамма;
2) линия и характер рисунка;
3) сюжет рисунка.
При анализе рисунка по каждому из этих показателей
выставляется балльная оценка, затем баллы складываются.
1) Цветовая гамма:
2 балла – в рисунке преобладают яркие, чистые,
светлые тона и их сочетания (желтый, светло-зеленый, голубой, т.д.)
0 баллов – рисунок выполнен в темных тонах
(темно-коричневый, темно-зеленый, черный).
1 балл – в равной степени присутствуют светлые и
темные тона.
2) Линия и характер рисунка:
2 балла – объекты прорисованы тщательно и
аккуратно; используются длинные, сложные линии различной толщины, нет
«разрывов» контура.
0 баллов – объекты изображены нарочито небрежно,
схематично; линии двойные, прерывающиеся, одинаковой длины и толщины, слабая
линия.
1 балл – в рисунке присутствуют обе
характеристики.
3) Сюжет рисунка:
2 балла – симметричное изображение (рисунок школы
занимает центральное место на листе);
наличие деталей и украшений, элементов
декорирования, изображение различных предметов, оживляющих пейзаж (цветы,
деревья, плакаты, флаги, занавески на окнах, др.);
изображение детей, идущих в школу или сидящих за
партами, учителя и «процесса учения»;
время года – весна, лето (солнце, нет туч);
изображение светлого времени суток.
0 баллов – ассиметричность рисунка;
отсутствие деталей и украшений;
отсутствие людей или изображение детей, уходящих
из школы;
время года – осень, зима (темное небо, идет дождь
или снег);
время суток – ночь или вечер.
1 балл – обе характеристики присутствуют.
Анализ результатов
6-5 баллов – у ребенка сложилось
эмоционально благополучное отношение к школе и учению, он готов к принятию
учебных задач и взаимодействию с учителем.
4-2 балла – у ребенка есть некоторая
тревога по поводу школьного обучения как незнакомой для него ситуации,
необходимо расширить круг его знаний и представлений о школьно-учебной
деятельности, формировать положительное отношение к учителю и одноклассникам;
причинами тревог может быть нервозность и необдуманные высказывания взрослых,
негативный опыт обучения в школе старших детей.
1-0 баллов – у ребенка явно
выраженный страх перед школой, часто это приводит к неприятию учебных задач и
отказу от учебной деятельности, трудностям в общении с учителем и
одноклассниками.
Тест Рисунок
школы Вариант 2
Тест предназначен для
определения отношения ребенка
к школе и уровня школьной тревожности.
Для проведения теста ребенку дают чистый стандартный лист бумаги, цветные
карандаши и просят: «Здесь на листе бумаги нарисуй школу».
Когда ребенок закончит работу, с ним нужно побеседовать, задать уточняющие
вопросы по поводу нарисованного.
Комментарии ребенка записывают на обратной стороне рисунка.
ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ.
Эмоциональное отношение к школе и учению оценивается
по трем показателям:
1.Цветовая гамма.
2.Линия и характер рисунка.
3.Сюжет рисунка.
При анализе рисунка по каждому из этих показателей
выставляется балльная оценка, затем баллы складываются.
ЦВЕТОВАЯ ГАММА.
2 балла – в рисунке преобладают яркие, чистые, светлые тона
и их сочетания (желтый, светло-зеленый, голубой и т.д.)
0 баллов – рисунок выполнен в темных тонах
(темно-коричневый, темно-зелёный, черный);
1 балл – в равной степени присутствуют светлые и темные тона.
ЛИНИЯ И ХАРАКТЕР РИСУНКА.
2 балла – объекты прорисованы тщательно и аккуратно; используются
длинные, сложные линии различной толщины, нет «разрывов» контура;
0 баллов – объекты изображены нарочито небрежно, схематично; линии
двойные, прерывающиеся, одинаковой длины и толщины, слабая линия;
1 балл - в рисунке присутствуют обе характеристики.
СЮЖЕТ РИСУНКА.
2 балла – симметричное изображение (рисунок школы
занимает центральное место на листе); наличие деталей и украшений, элементов
декорирования, изображение различных предметов, оживляющих пейзаж (цветов,
деревьев, плакатов, флагов, занавесок на окнах и др.); изображение детей,
идущих в школу или сидящих за партами,
учителя и «процесса учения»; время года –
весна, лето (светит солнце, нет туч); изображение светлого времени
суток;0 баллов – асимметричность рисунка; отсутствие деталей и
украшений; отсутствие на рисунке людей либо изображение детей, уходящих
из школы; время года –осень, зима (темное небо, идет дождь или снег);
время суток – ночь или вечер;
1 балл – в рисунке присутствуют обе характеристики.
Анализ результатов
6-5 баллов –
у ребенка сложилось эмоционально благополучное отношение
к школе и учению, он готов к принятию учебных задач и
взаимодействию с учителем;
4-2 балла –
у ребенка есть некоторая тревога по поводу
школьного обучения как незнакомой для него ситуации, необходимо
расширить круг его знаний и представлений о школьно-учебной
деятельности, формировать положительное отношение к учителю и
одноклассникам; причинами тревоги могут быть нервозность
и необдуманные высказывания взрослых, негативный опыт обучения
в школе старших детей;
1-0 баллов –
у ребенка явно выраженный страх перед школой; часто это
приводит к непринятию учебных задач и отказу от учебной деятельности,
трудностям в общении с учителем и одноклассниками.Как показывает
практика психологической работы с детьми 5-6 летнего возраста,
учебно-важное качество «отношение к школе» достаточно успешно
корректируется при условии тесного взаимодействия педагогов,
родителей и психолога образовательного учреждения.
|