Тест Рисунок школы Вариант 2
Тест предназначен для
определения отношения ребенка
к школе и уровня школьной тревожности.
Для проведения теста ребенку дают чистый стандартный лист бумаги, цветные
карандаши и просят: «Здесь на листе бумаги нарисуй школу».
Когда ребенок закончит работу, с ним нужно побеседовать, задать уточняющие
вопросы по поводу нарисованного.
Комментарии ребенка записывают на обратной стороне рисунка.
ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ.
Эмоциональное отношение к школе и учению оценивается
по трем показателям:
1.Цветовая гамма.
2.Линия и характер рисунка.
3.Сюжет рисунка.
При анализе рисунка по каждому из этих показателей
выставляется балльная оценка, затем баллы складываются.
ЦВЕТОВАЯ ГАММА.
2 балла – в рисунке преобладают яркие, чистые, светлые тона
и их сочетания (желтый, светло-зеленый, голубой и т.д.)
0 баллов – рисунок выполнен в темных тонах
(темно-коричневый, темно-зелёный, черный);
1 балл – в равной степени присутствуют светлые и темные тона.
ЛИНИЯ И ХАРАКТЕР РИСУНКА.
2 балла – объекты прорисованы тщательно и аккуратно; используются
длинные, сложные линии различной толщины, нет «разрывов» контура;
0 баллов – объекты изображены нарочито небрежно, схематично; линии
двойные, прерывающиеся, одинаковой длины и толщины, слабая линия;
1 балл - в рисунке присутствуют обе характеристики.
СЮЖЕТ РИСУНКА.
2 балла – симметричное изображение (рисунок школы
занимает центральное место на листе); наличие деталей и украшений, элементов
декорирования, изображение различных предметов, оживляющих пейзаж (цветов,
деревьев, плакатов, флагов, занавесок на окнах и др.); изображение детей,
идущих в школу или сидящих за партами,
учителя и «процесса учения»; время года –
весна, лето (светит солнце, нет туч); изображение светлого времени
суток;0 баллов – асимметричность рисунка; отсутствие деталей и
украшений; отсутствие на рисунке людей либо изображение детей, уходящих
из школы; время года –осень, зима (темное небо, идет дождь или снег);
время суток – ночь или вечер;
1 балл – в рисунке присутствуют обе характеристики.
Анализ результатов
6-5 баллов –
у ребенка сложилось эмоционально благополучное отношение
к школе и учению, он готов к принятию учебных задач и
взаимодействию с учителем;
4-2 балла –
у ребенка есть некоторая тревога по поводу
школьного обучения как незнакомой для него ситуации, необходимо
расширить круг его знаний и представлений о школьно-учебной
деятельности, формировать положительное отношение к учителю и
одноклассникам; причинами тревоги могут быть нервозность
и необдуманные высказывания взрослых, негативный опыт обучения
в школе старших детей;
1-0 баллов –
у ребенка явно выраженный страх перед школой; часто это
приводит к непринятию учебных задач и отказу от учебной деятельности,
трудностям в общении с учителем и одноклассниками.Как показывает
практика психологической работы с детьми 5-6 летнего возраста,
учебно-важное качество «отношение к школе» достаточно успешно
корректируется при условии тесного взаимодействия педагогов,
родителей и психолога образовательного учреждения.