Понедельник, 30.09.2024, 20:25

АСТРО-ПСИХО-ГРАФОЛОГИЯ

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 17
Гостей: 17
Пользователей: 0

Права ребенка

Фотопроект "Оборотная сторона материнской любви” фотографа Анна Радченко

Внимание! Или мы с вами сейчас договоримся, или навсегда

разойдемся во мнениях! Каждую стремящуюся ускользнуть и притаиться мысль,

каждое слоняющееся без призора чувство надлежит призвать к порядку

и построить усилием воли в шеренгу!

Я взываю о правах ребенка. Быть может, их и больше, я же установил три основных:
1. Право ребенка на смерть.
2. Право ребенка на сегодняшний день.
3. Право ребенка быть тем, что он есть.

Надо ребенка знать, чтобы, предоставляя эти права, делать как можно меньше ошибок.

А ошибки неизбежны. Но спокойно: исправлять их будет он сам — на удивление зоркий,

— лишь бы мы не ослабили эту ценную способность, его защитную силу.

Мы дали слишком обильную или неподходящую пищу: чересчур много молока,

несвежее яйцо — ребенка вырвало.

Дали неудобоваримые сведения — не понял, неразумный совет — не усвоил,не послушался.

Это не пустая фраза, когда я говорю: счастье для человечества,

что мы не в силах подчинить детей нашим педагогическим влияниям и дидактическим покушениям

на их здравый рассудок и здравую человеческую волю.


У меня еще не выкристаллизовалось понимание того, что первое, неоспоримое право ребенка —

высказывать свои мысли, активно участвовать в наших рассуждениях о нем и приговорах.

Когда мы дорастем до его уважения и доверия, когда он поверит нам и скажет, в чем его право,

загадок и ошибок станет меньше.


Из страха, как бы смерть не отняла у нас ребенка, мы отнимаем ребенка у жизни;

не желая, чтобы он умер, не даем ему жить.


Сами воспитанные в деморализующем пассивном ожидании того, что будет,

мы беспрерывно спешим в волшебное будущее.

Ленивые, не хотим искать красы в сегодняшнем дне,

чтобы подготовить себя к достойной встрече завтрашнего утра: завтра само должно нести с собой вдохновение.

И что такое это «хоть бы он уже ходил, говорил», что, как не истерия ожидания?

Ребенок будет ходить, будет обивать себе бока о твердые края дубовых стульев.

Будет говорить, будет перемалывать языком сечку серых будней.

Чем это с е г о д н я ребенка хуже, менее ценно, чем з а в т р а ? Если речь идет о труде, с е г о д н я —труднее.

А когда наконец это завтра настало, мы ждем новое завтра.

Ибо в принципе наш взгляд на ребенка — что его как бы еще нет, он только еще будет, еще не знает,

а только еще будет знать, еще не может, а только еще когда-то сможет — заставляет нас беспрерывно ждать.


Половина человечества как бы не существует. Жизнь ее — шутка, стремления — наивны,

чувства — мимолетны, взгляды — смешны. Да, дети отличаются от взрослых; в жизни ребенка чего-то недостает,

а чего-то больше, чем в жизни взрослого, но эта их отличающаяся от нашей жизнь — действительность, а не фантазия.

А что сделано нами, чтобы познать ребенка и создать условия, в которых он мог бы существовать и зреть?


Страх за жизнь ребенка соединен с боязнью увечья;

боязнь увечья сцеплена с чистотой, залогом здоровья; тут полоса запретов перекидывается на новое колесо:

чистота и сохранность платья, чулок, галстука, перчаток, башмаков. Дыра уже не во лбу, а на коленях брюк.

Не здоровье и благо ребенка, а тщеславие наше и карман.

Новый ряд приказов и запретов вызван нашим собственным удобством.


«Не бегай, попадешь под лошадь. Не бегай, вспотеешь. Не бегай, забрызгаешься. Не бегай, у меня голова болит».
(А ведь в принципе мы даем детям бегать: единственное, чем даем им жить.)
И вся эта чудовищная машина работает долгие годы, круша волю, подавляя энергию, пуская силы ребенка на ветер.

Ради завтра пренебрегают тем, что радует, печалит, удивляет, сердит, занимает ребенка сегодня.

Ради завтра, которое ребенок не понимает и не испытывает потребности понять, расхищаются годы и годы жизни.


«Мал еще, помолчи немножко. — Время терпит.' Погоди, вот вырастешь... — Ого, уже длинные штанишки. —

Хо-хо! Да ты при часах. — Покажись-ка: у тебя уже усы растут!»

И ребенок думает:

«Я н и ч т о . Ч е м - т о могут быть только взрослые. А вот я уже н и ч т о чуть постарше. А сколько мне еще лет ждать?

Но погодите, дайте мне только вырасти...»


И он ждет — прозябает, ждет — задыхается, ждет — притаился, ждет — глотает слюнки.

Волшебное детство? Нет, просто скучное, а если и бывают в нем хорошие минуты, так отвоеванные, а чаще краденые.