По материалам Интернета
При рисовании не нужно думать о соответствии вашего дерева с реально существующими деревьями. Единственная оговорка – это не должна быть ель.
На основании анализа графического материала Рене Стор выделил так называемые фигуры, имеющие значение при психологической диагностике. Все фигуры сгруппированы по 15 категориям:
I. 1- 6 — свобода от инструкции;
III. 10 – 15 — корни;
IV. 15 – 22 — симметрия;
V. 23 – 26 — кресты;
VI. 26-35 — положение на странице;
VII. 35-69 — форма листвы;
VIII. 69 — 78 — штриховка;
IХ. 78 — 97 — ствол;
X. 97 — 101 — общая высота дерева;
XI. 101 — 113 — высота кроны;
ХII. 113 — 120 — ширина кроны;
XIII.120 — 125 — выступающие части;
XIV.125 — 146 — особенности линий;
XV.147 — 149 — разные признаки.
I. Свобода от инструкции.
1. Множество деревьев (не связанных почвой — детское поведение; не подчиняется инструкциям).
2. Два дерева — может символизировать «он и другие» (см. расположение на странице и использованные фигуры).
3. Разное содержание. Дополнительные объекты на рисунке дерева — воображение, эмоциональность.
4. Пейзаж вокруг дерева — чувствительность.
5. Поворачивание листа по горизонтали — независимый ум,признак ума, рассудительность.
II. Основание.
6. Одной чертой — фиксируется на одной цели, принимает какой-либо приказ, указание.
7. Разные основания (разные линии особой формы) — навязывает себе свои правила, потребность в идеале.
7а. Несколько линий оснований до края листа — спонтанный контакт, неожиданное отступление. Импульсивность. Капризность.
8. Подъем основания в правый верхний угол — задор, энтузиазм, увлеченность.
9. Основание вниз — отсутствие рвения, подавленность, разбитость.
III. Корни.
10. Корни меньше, чем ствол — хочет узнать, что от него скрыто.
11. Корни на высоте ствола — любопытство; вызывающее проблемы.
12. Корни больше, чем ствол — большое любопытство, вызывающее тоску.
13. Корни, нарисованные одной чертой — инфантильное поведение с желанием узнать секрет.
14. Корни, нарисованные двумя чертами — способен различать и распознавать реальность.
IV. Симметрия
15. Прямолинейная симметрия ствола. Ветви образуют прямой угол и расположены напротив друг друга — силится казаться в согласии с окружением.
16. Угольная симметрия. Ветви образуют со стволом острый угол, но расположены симметрично — напряженное усилие над агрессивностью.
17. Прямолинейное чередование. Ветви образуют со стволом угол в расположении поочередно с обеих сторон — колебание в выборе отношения к аффекту. Амбивалентность — источник внутреннего конфликта.
18. Угольное чередование — подвижность, сопровождающаяся блокировкой. Моральные проблемы.
19, 20, 21, 22 – Прямоугольная (угольная) симметрия листвы и её чередование свидетельствует о внутренней, скрытой фантазии, наличии воображения, никак не проявляемого внешне.
V. Крест.
23, 24, 25 – соответственно крест в корнях, на стволе, в листве означает конфликт, страдание.
VI. Расположение на странице (страница разделена на 4 части линиями по вертикали и по горизонтали)
26. Чисто левая позиция — привязанность к прошлому, к матери, к тому, что связано с ее образом.
27. Левая позиция с тенденцией к центру — двойное желание покровительства и независимости в этих рамках.
28. Смещение влево от центра – переживание событий прошлого.
29. Центральная позиция с тенденцией вправо — желание найти согласие, равновесие между собой и другими. Важен наклон вправо или влево. При доминировании наклона слева направо — направленность к внешнему миру, будущему.
29а. Строго центральная позиция свидетельствует о потребности строгой систематизации на основе привычек.
30. Правая позиция — потребность опереться на авторитет. Иногда — мать, не обеспечивающая безопасности.
З0а. Правая позиция с тенденцией к центру — поиск согласия с окружением.
31. Верхняя позиция (целиком в верхней четверти) — компенсация депрессии возбуждением. Нестабильность и поиск самообладания. Амбиции, желание навязать себя другим.
32.Нижняя позиция (целиком в нижней половине) — впечатление покинутости, депрессии, самообвинение, ненужность.
33. Левая и правая позиции, несколько деревьев.
34. Левая позиция, центральная и правая позиции, несколько деревьев — может быть сомнение в поведении или богатство воображения, в соответствии с качеством линии и оригинальностью форм.
34а. Центр дерева — личный способ поиска равновесия.
VII. Форма листвы.
35. Маленькие букетики с кругами в 1 /3 высоты ствола – нежная эмоциональность, чувствительность.
36. Маленькие букетики без кругов — фрустрированная нежность.
37. Круги в листве — словесная активность, поиск ободряющих и прощающих переживаний.
38. Падающие (или упавшие) листья — чувствует себя покинутым, разочарован.
39. Опускающаяся листва — отчаяние, бессилие.
40. Листья вверх (ветви направлены к верху страницы) — порыв, энтузиазм, стремление к доминированию.
41. Листья во все стороны — ищет уверенности в разнообразных контактах. Распыляется. Возбужден.
42. Открытая листва (не замкнутая) — чувствительность к окружению, малая сопротивляемость ему.
42а. Нитевидная листва (очень похожа на запутанную нить) — ловкость, более или менее выделяющаяся в решении проблем.
43. Листва в открытых (разомкнутых) кривых линиях — принятие, открытость.
43а. Листва, следующая форме страницы – человек немного стеснен нормами своего окружения, но подчиняется им.
44. Закрытая и открытая листва — умение получать и давать. Поиск объективности.
45. Полная, закрытая листва (замкнутая кривая) — сохранение самообладания инфантильным способом.
46. Пустая закрытая листва (пустой круг) — не проявляемая агрессивность.
47. Детали листьев, не связанных с целым (замкнутые) — инфантильные суждения, которые проводят незначимую личную точку зрения выше общепринятой.
48. Однообразные детали — тенденция к повторению.
49. Разнообразные детали в листве — разнообразит свои знания. Память.
49а. Детали на стволе — помнит о мелочах в повседневной жизни.
50. Множество серий деталей — тенденция к систематической деятельности.
51. Явное дерево, подстриженное шапкой ( круглый протуберанец, нарисованный на вершине ствола, откуда выходят ветви в разные стороны) — инфантильный поиск покровительства.
52. Скрытое дерево, подстриженное шапкой (закругление есть, но не прочерчено), — потребность в поддержке.
52а. Инфантильное дерево, подстриженное шапкой (круг на вершине ствола, лучи вокруг) — нормально для детей 7 лет. Признаки отставания — после 7 лет.
53. Ветви на одной линии — побег от неприятной реальности приукрашивание ее или трансформация.
54. Ветви из одной и двух линий в одном рисунке — поиск точности. Нюансы оценивания.
55. Ветви из двух линий — хорошее различение реальности.
55а. Обрезанная ветвь — аффективная травма.
56. Ромбы и 1/2 ромба из одной линии + круги в листве — неудовлетворенные желания отрицаются.
57. Ромбы и 1/2 ромба из одной линии — менее уязвимый, чем предыдущий, испытуемый, осознает свою неудовлетворенность.
58. Ромбы из одной и двух линий + круги — отдает отчет в том, что разделяет мечты и реальность, но требует компенсации нежности.
59. Ромбы из одной и двух линий без кругов — больше зрелости, которая помогает перенести фрустрацию.
60. Ромбы и 1 /2 ромба из двух линий + круги — испытуемый осознает борьбу, разыгрывающуюся между двумя противоположными желаниями, и ищет эмоциональной компенсации, чтобы заглушить свое беспокойство.
61. Ромбы и 1/2 ромба из двух линий без кругов — умеет лучше, чем предыдущий, прятать свои сомнения в выборе занятий и хочет показаться уверенным в себе.
62. Листва в виде гирлянд (птичкой) — находится в обороне; остается вежливым и не атакует в лоб.
63. Петлевидная листва — желание пользоваться своим обаянием для победы.
64. Листва в форме кривой без множества разрывов внутри или по краям -осторожный и сдержанный, настороже.
65. Нитевидная листва — ловкость в избегании того, что не нравится.
65а. Листва с прогрессирующим расширением — поиск прогресса через улучшение.
656. Беспорядочная повторяющаяся листва: малые формы листвы, очерченные контуром, повторяющиеся на всем дереве — общая, захватывающая мысль беспокойства, тревоги.
65в. Листва, подобная вышивке — женское начало, обаяние, любезность.
65г. Переделанная листва — хочет скрыть и исправить свои ошибки, чтобы избежать возможных упреков.
65д. Листва с цветами на дереве или вне его — мягкость, сентиментальность, нежность.
65е. Утолщенные замкнутые ветви — внезапные гневные реакции, более или менее предвидимые.
65ж. Пальма — желание путешествий.
65з. Плакучая ива — отсутствие смелости, мотивированное или немотивированное событиями отчаяние.
66. Листва, направленная вправо, — желание прочной поддержки и поиск позитивных контактов.
67. Листва, направленная влево, — возврат к прошлому и опыту детства.
68. Листва без четкого направления — затрудненный выбор.
VIII. Штриховка.
69. Зажатая штриховка, повторяющаяся в листве, на стволе или в корнях — интерпретируется в зависимости от места штриховки: общее напряженное беспокойство.
70. Судорожная штриховка, повторяющаяся и ограниченная — акцентуация значения признака 69 + возможные гневные реакции.
71. Штриховка на стволе (судорожная, повторяющаяся, ограниченная или нет) — значительные проблемы с родителями, вызывающие беспокойство, проявляемое или нет. Аккумулируется злобность, тоска от покинутости.
72. Равномерная штриховка — значимость ощущений, впечатлений. Живет в мечтах и воображает для самоутешения.
73. Черное и белое — ригидное поведение. Возмущается в случае нападок и в то же время старается во имя принципов ограничить себя.
74. Штриховка в виде петли — детская зависимость, покорность, отчаяние.
75. Прямолинейная штриховка — желание предвидеть, любовь к планированию.
76. Нитевидная штриховка (похожа на замкнутую нить) — страх невозможности сдержать собственные агрессивные силы, беспокойство. Может разразиться гневом.
77. Штриховка в мелких деталях — повторяющиеся мечты, которые позволяют компенсировать, но не устранять грусть.
77a. Заштрихованные круги — неудовлетворенность аффективных потребностей. Проблемы по поводу пищи.
IX. Ствол.
78. Изолированная ветвь на стволе слева — желание быть похожим на мать или поступать так же, как она.
79. Изолированная ветвь на стволе справа — желание быть похожим на отца, сравняться с ним в силе.
80. Шрам на стволе — сознание пережитых провалов, которые оставили след.
81. Ствол, отделенный от листвы чертой, — чувствует воспитательное принуждение, отрицает ила принимает его.
82. Ствол в форме конуса — оппозиция с целью доказать свою силу.
82а. Ствол в форме раздавленного свода — сильно чувствует внешнее принуждение и «проваливается» в желание ему противиться, противостоять.
83. Листва, прерывающая ствол вогнутой кривой, — пассивность, мягкость, принятие.
84. Ствол из одной линии — отказ видеть существующую реальность и учитывать ее.
85. Ствол из двух линий, ветви из одной линии — видит реальность, но не считает ее соответствующей своим желаниям, старается избежать ее в мечтах или в игре.
86. Открытый ствол, соединенный с листвой - хороший интеллект, нормальное развитие.
87. Ствол, входящий в листву — желание сохранить то, что имеешь, но возможно и беспокойство по поводу сексуальности.
88. Ствол, висящий над почвой — отсутствие контакта с миром.
88а. Листва, висящая над стволом — повседневная и интеллектуальная жизнь плохо связаны.
89. Ствол, отделенный от почвы чертой – человек чувствует себя изолированным, несчастным.
90. Ствол с наклоном влево — отступает в страхе от нападок.
91. Ствол с наклоном вправо — ищет поддержки.
92. Ствол с разными наклонами — напряженное сомнение. Может внезапно перейти от одного состояния к противоположному.
93. Ствол, поднимающийся вверх, — дух предприимчивости.
94. Ствол, опускающийся вниз, — разочарование, грусть.
95. Ствол, расширенный внизу, — поиск прочной позиции в своей среде.
96. Ствол, суженный у основания, — чувство небезопасности в окружении, которое не приносит желаемой поддержки.
96a. Ствол, переходящий к основанию — человек изолируется и хочет укрепить свое «Я» перед миром, который кажется ему опасным.
X. Общая высота (страница разделена на четыре части в направлении высоты)
97. Высота 1 — зависимость, уязвимость, недоверие к себе, но возможны мечты о компенсирующем могуществе.
98. Высота 2 — зависимость и робость, менее заметные, чем предыдущие.
99. Высота 3 — хорошая адаптация в среде.
100. Высота 4 — хочет быть замеченным, значимым для других, утвердиться.
100а. Контраст высоты (варианты разных по высоте деревьев у одного испытуемого) — амбивалентность в своих чувствах: утвердиться или пройти незамеченным.
XI. Высота листвы (страница разделена на восемь частей в направлении высоты)
101. Листва 1-й высоты — отсутствие рефлексии и контроля. Нормально для 4 лет.
102. Листва 2-й высоты — способность размышлять над своим опытом и сдерживать свои реакции.
103. Листва 3-й высоты — хороший контроль и рефлексия.
104. Листва 4-й высоты — интериоризация, компенсаторные мечты.
105. Листва 5-й высоты — интенсивная интеллектуальная жизнь. Подчеркивает значение 104.
106. Листва 6-й высоты — интеллектуальное напряжение.
107. Листва 7-й высоты — высота листвы находится в прямой связи
с интеллектуальным развитием и интересом к духовным объектам. Если листва
занимает всю страницу или почти всю возможен уход в мечты. Тогда нужно
проследить ее связь со стволом и особенности рисунка интерпретировать в этом
направлении.
108. Ствол больше листвы — живет настоящим моментом, интересуется конкретными вещами. Потребность в движении.
109. Ствол явно больше листвы, например, в 2 или 3 раза — сильно зависит от окружения, противостоит ему агрессией, сдерживаемой беспокойством. Возбудимость, импульсивность, которую трудно сдерживать.
110. Ствол равен высоте листвы — поиск равновесия. Хочет удовлетворять требованиям среды.
111. Листва больше ствола — рефлексия помогает в поисках автономии и самоконтроля. Способность сдерживать свои реакции.
112. Листва явно больше ствола — высокий интеллектуальный уровень, артистические интересы. Иногда также, в зависимости от других признаков, возможность ухода в воображаемый сказочный мир, который может привести к бреду и психозу.
ХII Ширина листвы (страница разделена на четыре части в направлении ширины)
113. Ширина 1 — й листвы — сомнение в своем интеллекте, позиция напряженной, судорожной защиты.
114. Ширина 2- й листвы — еще мало убежден в собственной ценности. Ставит под сомнение свой интеллект.
115. Ширина 3- й листвы — хороший интеллект, но может трудно объясняться. Дилеммы в контактах.
116. Ширина 4-й листвы — любит говорить, привлекать внимание, быть замеченным.
117. Листва первого дерева широкая, второго — узкая — проблема выбора. Недоверчивость с одновременной потребностью зависеть от других. Осознание конфликтов.
118. Листва первого дерева узкая, второго — широкая — упрямство и противодействие. Прячет свою слабость за показной силой, оставаясь внутренне напряженным и зажатым.Можно добавить поиск автономии.
119. Острая листва (узкая вершина), заканчивающаяся перевернутым V — защита от опасности, настоящей или подозреваемой, воспринимаемой как атака на личность.
XIII. Выступающие части.
120. Листва, выступающая слева, — одновременно привязанность и агрессивная оппозиция к матери, вызывающей неудовлетворенность по некоторым причинам.
121. Листва, выступающая справа, — желание воздействовать на другого, атака или защита. Избирательность в контактах.
122. Выступающий верх — хочет компенсировать чувство недостаточности желанием могущества.
123. Ствол, выступающий внизу страницы, — поиск без опасности для устранения чувства покинутости. Хочет найти стабильные рамки. Потребность в нежности.
124. Маленькое дерево (1/2 клетки) и выступающий вверху страницы ствол — существует одновременно чувство «раздавленности» и поиск внешней компенсации.
XIV. Характер линии.
125. Расширяющиеся линии в листве — агрессивность, которая проявляется резким способом, но не в действиях, а в словах. (Другие признаки могут помочь понять, есть ли подавление или освобождение разрядки.)
126. Расширяющиеся линии на стволе или на почве — возможно говорит об агрессивности, пережитой или назревающей.
127. Заостренные линии в листве — агрессивная критика и возможное чувство вины (по направлению заострений).
128. Заостренные линии на стволе или на почве — разочарование в жизни. Обвинение других и себя.
129, 129 а, 130 — Заостренная листва — агрессивность, проявляемая или скрытая.
131. Жирные линии в стволе