Меню сайта
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
Тест дерево мечтыПо материалам Интернета При рисовании не нужно думать о соответствии вашего дерева с реально существующими деревьями. Единственная оговорка – это не должна быть ель. На основании анализа графического материала Рене Стор выделил так называемые фигуры, имеющие значение при психологической диагностике. Все фигуры сгруппированы по 15 категориям: I. 1- 6 — свобода от инструкции; III. 10 – 15 — корни; IV. 15 – 22 — симметрия; V. 23 – 26 — кресты; VI. 26-35 — положение на странице; VII. 35-69 — форма листвы; VIII. 69 — 78 — штриховка; IХ. 78 — 97 — ствол; X. 97 — 101 — общая высота дерева; XI. 101 — 113 — высота кроны; ХII. 113 — 120 — ширина кроны; XIII.120 — 125 — выступающие части; XIV.125 — 146 — особенности линий; XV.147 — 149 — разные признаки. I. Свобода от инструкции. 1. Множество деревьев (не связанных почвой — детское поведение; не подчиняется инструкциям). 2. Два дерева — может символизировать «он и другие» (см. расположение на странице и использованные фигуры). 3. Разное содержание. Дополнительные объекты на рисунке дерева — воображение, эмоциональность. 4. Пейзаж вокруг дерева — чувствительность. 5. Поворачивание листа по горизонтали — независимый ум,признак ума, рассудительность. II. Основание. 6. Одной чертой — фиксируется на одной цели, принимает какой-либо приказ, указание. 7. Разные основания (разные линии особой формы) — навязывает себе свои правила, потребность в идеале. 7а. Несколько линий оснований до края листа — спонтанный контакт, неожиданное отступление. Импульсивность. Капризность. 8. Подъем основания в правый верхний угол — задор, энтузиазм, увлеченность. 9. Основание вниз — отсутствие рвения, подавленность, разбитость. III. Корни. 10. Корни меньше, чем ствол — хочет узнать, что от него скрыто. 11. Корни на высоте ствола — любопытство; вызывающее проблемы. 12. Корни больше, чем ствол — большое любопытство, вызывающее тоску. 13. Корни, нарисованные одной чертой — инфантильное поведение с желанием узнать секрет. 14. Корни, нарисованные двумя чертами — способен различать и распознавать реальность. IV. Симметрия 15. Прямолинейная симметрия ствола. Ветви образуют прямой угол и расположены напротив друг друга — силится казаться в согласии с окружением. 16. Угольная симметрия. Ветви образуют со стволом острый угол, но расположены симметрично — напряженное усилие над агрессивностью. 17. Прямолинейное чередование. Ветви образуют со стволом угол в расположении поочередно с обеих сторон — колебание в выборе отношения к аффекту. Амбивалентность — источник внутреннего конфликта. 18. Угольное чередование — подвижность, сопровождающаяся блокировкой. Моральные проблемы. 19, 20, 21, 22 – Прямоугольная (угольная) симметрия листвы и её чередование свидетельствует о внутренней, скрытой фантазии, наличии воображения, никак не проявляемого внешне. V. Крест. 23, 24, 25 – соответственно крест в корнях, на стволе, в листве означает конфликт, страдание. VI. Расположение на странице (страница разделена на 4 части линиями по вертикали и по горизонтали) 26. Чисто левая позиция — привязанность к прошлому, к матери, к тому, что связано с ее образом. 27. Левая позиция с тенденцией к центру — двойное желание покровительства и независимости в этих рамках. 28. Смещение влево от центра – переживание событий прошлого. 29. Центральная позиция с тенденцией вправо — желание найти согласие, равновесие между собой и другими. Важен наклон вправо или влево. При доминировании наклона слева направо — направленность к внешнему миру, будущему. 29а. Строго центральная позиция свидетельствует о потребности строгой систематизации на основе привычек. 30. Правая позиция — потребность опереться на авторитет. Иногда — мать, не обеспечивающая безопасности. З0а. Правая позиция с тенденцией к центру — поиск согласия с окружением. 31. Верхняя позиция (целиком в верхней четверти) — компенсация депрессии возбуждением. Нестабильность и поиск самообладания. Амбиции, желание навязать себя другим. 32.Нижняя позиция (целиком в нижней половине) — впечатление покинутости, депрессии, самообвинение, ненужность. 33. Левая и правая позиции, несколько деревьев. 34. Левая позиция, центральная и правая позиции, несколько деревьев — может быть сомнение в поведении или богатство воображения, в соответствии с качеством линии и оригинальностью форм. 34а. Центр дерева — личный способ поиска равновесия. VII. Форма листвы. 35. Маленькие букетики с кругами в 1 /3 высоты ствола – нежная эмоциональность, чувствительность. 36. Маленькие букетики без кругов — фрустрированная нежность. 37. Круги в листве — словесная активность, поиск ободряющих и прощающих переживаний. 38. Падающие (или упавшие) листья — чувствует себя покинутым, разочарован. 39. Опускающаяся листва — отчаяние, бессилие. 40. Листья вверх (ветви направлены к верху страницы) — порыв, энтузиазм, стремление к доминированию. 41. Листья во все стороны — ищет уверенности в разнообразных контактах. Распыляется. Возбужден. 42. Открытая листва (не замкнутая) — чувствительность к окружению, малая сопротивляемость ему. 42а. Нитевидная листва (очень похожа на запутанную нить) — ловкость, более или менее выделяющаяся в решении проблем. 43. Листва в открытых (разомкнутых) кривых линиях — принятие, открытость. 43а. Листва, следующая форме страницы – человек немного стеснен нормами своего окружения, но подчиняется им. 44. Закрытая и открытая листва — умение получать и давать. Поиск объективности. 45. Полная, закрытая листва (замкнутая кривая) — сохранение самообладания инфантильным способом. 46. Пустая закрытая листва (пустой круг) — не проявляемая агрессивность. 47. Детали листьев, не связанных с целым (замкнутые) — инфантильные суждения, которые проводят незначимую личную точку зрения выше общепринятой. 48. Однообразные детали — тенденция к повторению. 49. Разнообразные детали в листве — разнообразит свои знания. Память. 49а. Детали на стволе — помнит о мелочах в повседневной жизни. 50. Множество серий деталей — тенденция к систематической деятельности. 51. Явное дерево, подстриженное шапкой ( круглый протуберанец, нарисованный на вершине ствола, откуда выходят ветви в разные стороны) — инфантильный поиск покровительства. 52. Скрытое дерево, подстриженное шапкой (закругление есть, но не прочерчено), — потребность в поддержке. 52а. Инфантильное дерево, подстриженное шапкой (круг на вершине ствола, лучи вокруг) — нормально для детей 7 лет. Признаки отставания — после 7 лет. 53. Ветви на одной линии — побег от неприятной реальности приукрашивание ее или трансформация. 54. Ветви из одной и двух линий в одном рисунке — поиск точности. Нюансы оценивания. 55. Ветви из двух линий — хорошее различение реальности. 55а. Обрезанная ветвь — аффективная травма. 56. Ромбы и 1/2 ромба из одной линии + круги в листве — неудовлетворенные желания отрицаются. 57. Ромбы и 1/2 ромба из одной линии — менее уязвимый, чем предыдущий, испытуемый, осознает свою неудовлетворенность. 58. Ромбы из одной и двух линий + круги — отдает отчет в том, что разделяет мечты и реальность, но требует компенсации нежности. 59. Ромбы из одной и двух линий без кругов — больше зрелости, которая помогает перенести фрустрацию. 60. Ромбы и 1 /2 ромба из двух линий + круги — испытуемый осознает борьбу, разыгрывающуюся между двумя противоположными желаниями, и ищет эмоциональной компенсации, чтобы заглушить свое беспокойство. 61. Ромбы и 1/2 ромба из двух линий без кругов — умеет лучше, чем предыдущий, прятать свои сомнения в выборе занятий и хочет показаться уверенным в себе. 62. Листва в виде гирлянд (птичкой) — находится в обороне; остается вежливым и не атакует в лоб. 63. Петлевидная листва — желание пользоваться своим обаянием для победы. 64. Листва в форме кривой без множества разрывов внутри или по краям -осторожный и сдержанный, настороже. 65. Нитевидная листва — ловкость в избегании того, что не нравится. 65а. Листва с прогрессирующим расширением — поиск прогресса через улучшение. 656. Беспорядочная повторяющаяся листва: малые формы листвы, очерченные контуром, повторяющиеся на всем дереве — общая, захватывающая мысль беспокойства, тревоги. 65в. Листва, подобная вышивке — женское начало, обаяние, любезность. 65г. Переделанная листва — хочет скрыть и исправить свои ошибки, чтобы избежать возможных упреков. 65д. Листва с цветами на дереве или вне его — мягкость, сентиментальность, нежность. 65е. Утолщенные замкнутые ветви — внезапные гневные реакции, более или менее предвидимые. 65ж. Пальма — желание путешествий. 65з. Плакучая ива — отсутствие смелости, мотивированное или немотивированное событиями отчаяние. 66. Листва, направленная вправо, — желание прочной поддержки и поиск позитивных контактов. 67. Листва, направленная влево, — возврат к прошлому и опыту детства. 68. Листва без четкого направления — затрудненный выбор. VIII. Штриховка. 69. Зажатая штриховка, повторяющаяся в листве, на стволе или в корнях — интерпретируется в зависимости от места штриховки: общее напряженное беспокойство. 70. Судорожная штриховка, повторяющаяся и ограниченная — акцентуация значения признака 69 + возможные гневные реакции. 71. Штриховка на стволе (судорожная, повторяющаяся, ограниченная или нет) — значительные проблемы с родителями, вызывающие беспокойство, проявляемое или нет. Аккумулируется злобность, тоска от покинутости. 72. Равномерная штриховка — значимость ощущений, впечатлений. Живет в мечтах и воображает для самоутешения. 73. Черное и белое — ригидное поведение. Возмущается в случае нападок и в то же время старается во имя принципов ограничить себя. 74. Штриховка в виде петли — детская зависимость, покорность, отчаяние. 75. Прямолинейная штриховка — желание предвидеть, любовь к планированию. 76. Нитевидная штриховка (похожа на замкнутую нить) — страх невозможности сдержать собственные агрессивные силы, беспокойство. Может разразиться гневом. 77. Штриховка в мелких деталях — повторяющиеся мечты, которые позволяют компенсировать, но не устранять грусть. 77a. Заштрихованные круги — неудовлетворенность аффективных потребностей. Проблемы по поводу пищи. IX. Ствол. 78. Изолированная ветвь на стволе слева — желание быть похожим на мать или поступать так же, как она. 79. Изолированная ветвь на стволе справа — желание быть похожим на отца, сравняться с ним в силе. 80. Шрам на стволе — сознание пережитых провалов, которые оставили след. 81. Ствол, отделенный от листвы чертой, — чувствует воспитательное принуждение, отрицает ила принимает его. 82. Ствол в форме конуса — оппозиция с целью доказать свою силу. 82а. Ствол в форме раздавленного свода — сильно чувствует внешнее принуждение и «проваливается» в желание ему противиться, противостоять. 83. Листва, прерывающая ствол вогнутой кривой, — пассивность, мягкость, принятие. 84. Ствол из одной линии — отказ видеть существующую реальность и учитывать ее. 85. Ствол из двух линий, ветви из одной линии — видит реальность, но не считает ее соответствующей своим желаниям, старается избежать ее в мечтах или в игре. 86. Открытый ствол, соединенный с листвой - хороший интеллект, нормальное развитие. 87. Ствол, входящий в листву — желание сохранить то, что имеешь, но возможно и беспокойство по поводу сексуальности. 88. Ствол, висящий над почвой — отсутствие контакта с миром. 88а. Листва, висящая над стволом — повседневная и интеллектуальная жизнь плохо связаны. 89. Ствол, отделенный от почвы чертой – человек чувствует себя изолированным, несчастным. 90. Ствол с наклоном влево — отступает в страхе от нападок. 91. Ствол с наклоном вправо — ищет поддержки. 92. Ствол с разными наклонами — напряженное сомнение. Может внезапно перейти от одного состояния к противоположному. 93. Ствол, поднимающийся вверх, — дух предприимчивости. 94. Ствол, опускающийся вниз, — разочарование, грусть. 95. Ствол, расширенный внизу, — поиск прочной позиции в своей среде. 96. Ствол, суженный у основания, — чувство небезопасности в окружении, которое не приносит желаемой поддержки. 96a. Ствол, переходящий к основанию — человек изолируется и хочет укрепить свое «Я» перед миром, который кажется ему опасным. X. Общая высота (страница разделена на четыре части в направлении высоты) 97. Высота 1 — зависимость, уязвимость, недоверие к себе, но возможны мечты о компенсирующем могуществе. 98. Высота 2 — зависимость и робость, менее заметные, чем предыдущие. 99. Высота 3 — хорошая адаптация в среде. 100. Высота 4 — хочет быть замеченным, значимым для других, утвердиться. 100а. Контраст высоты (варианты разных по высоте деревьев у одного испытуемого) — амбивалентность в своих чувствах: утвердиться или пройти незамеченным. XI. Высота листвы (страница разделена на восемь частей в направлении высоты) 101. Листва 1-й высоты — отсутствие рефлексии и контроля. Нормально для 4 лет. 102. Листва 2-й высоты — способность размышлять над своим опытом и сдерживать свои реакции. 103. Листва 3-й высоты — хороший контроль и рефлексия. 104. Листва 4-й высоты — интериоризация, компенсаторные мечты. 105. Листва 5-й высоты — интенсивная интеллектуальная жизнь. Подчеркивает значение 104. 106. Листва 6-й высоты — интеллектуальное напряжение. 107. Листва 7-й высоты — высота листвы находится в прямой связи
с интеллектуальным развитием и интересом к духовным объектам. Если листва
занимает всю страницу или почти всю возможен уход в мечты. Тогда нужно 108. Ствол больше листвы — живет настоящим моментом, интересуется конкретными вещами. Потребность в движении. 109. Ствол явно больше листвы, например, в 2 или 3 раза — сильно зависит от окружения, противостоит ему агрессией, сдерживаемой беспокойством. Возбудимость, импульсивность, которую трудно сдерживать. 110. Ствол равен высоте листвы — поиск равновесия. Хочет удовлетворять требованиям среды. 111. Листва больше ствола — рефлексия помогает в поисках автономии и самоконтроля. Способность сдерживать свои реакции. 112. Листва явно больше ствола — высокий интеллектуальный уровень, артистические интересы. Иногда также, в зависимости от других признаков, возможность ухода в воображаемый сказочный мир, который может привести к бреду и психозу. ХII Ширина листвы (страница разделена на четыре части в направлении ширины) 113. Ширина 1 — й листвы — сомнение в своем интеллекте, позиция напряженной, судорожной защиты. 114. Ширина 2- й листвы — еще мало убежден в собственной ценности. Ставит под сомнение свой интеллект. 115. Ширина 3- й листвы — хороший интеллект, но может трудно объясняться. Дилеммы в контактах. 116. Ширина 4-й листвы — любит говорить, привлекать внимание, быть замеченным. 117. Листва первого дерева широкая, второго — узкая — проблема выбора. Недоверчивость с одновременной потребностью зависеть от других. Осознание конфликтов. 118. Листва первого дерева узкая, второго — широкая — упрямство и противодействие. Прячет свою слабость за показной силой, оставаясь внутренне напряженным и зажатым.Можно добавить поиск автономии. 119. Острая листва (узкая вершина), заканчивающаяся перевернутым V — защита от опасности, настоящей или подозреваемой, воспринимаемой как атака на личность. XIII. Выступающие части. 120. Листва, выступающая слева, — одновременно привязанность и агрессивная оппозиция к матери, вызывающей неудовлетворенность по некоторым причинам. 121. Листва, выступающая справа, — желание воздействовать на другого, атака или защита. Избирательность в контактах. 122. Выступающий верх — хочет компенсировать чувство недостаточности желанием могущества. 123. Ствол, выступающий внизу страницы, — поиск без опасности для устранения чувства покинутости. Хочет найти стабильные рамки. Потребность в нежности. 124. Маленькое дерево (1/2 клетки) и выступающий вверху страницы ствол — существует одновременно чувство «раздавленности» и поиск внешней компенсации. XIV. Характер линии. 125. Расширяющиеся линии в листве — агрессивность, которая проявляется резким способом, но не в действиях, а в словах. (Другие признаки могут помочь понять, есть ли подавление или освобождение разрядки.) 126. Расширяющиеся линии на стволе или на почве — возможно говорит об агрессивности, пережитой или назревающей. 127. Заостренные линии в листве — агрессивная критика и возможное чувство вины (по направлению заострений). 128. Заостренные линии на стволе или на почве — разочарование в жизни. Обвинение других и себя. 129, 129 а, 130 — Заостренная листва — агрессивность, проявляемая или скрытая. 131. Жирные линии в стволе |