Меню сайта
Статистика
Онлайн всего: 9 Гостей: 9 Пользователей: 0 |
Сказки Пушкина глазами экономистапо материалам интернетаКомбинированный урок. Цель:
Раздаточный материал 1
Ход урока
§ Приветствие. § Сообщение цели и темы урока. § Основные термины для запоминания: - товары и услуги - земля, труд, капитал - предпринимательство - торговля - ограниченность
"Что за прелесть эти сказки"! Их читаем вновь и вновь В них и шутки и печали И коварство и любовь. В них былого тень сокрыта И заботы наших дней... Сомневаетесь? Спешите К нам вы на урок скорей. На этом уроке мы по-новому посмотрим на сказки Пушкина, а именно с экономической точки зрения. Многие герои, любимых с детства сказок А.С. Пушкина, обыкновенные люди. Они имеют различные потребности, которые пытаются удовлетворить с помощью товаров и услуг, которые они могут купить или изготовить самостоятельно. Иногда удовлетворить потребности им помогают волшебники. Вопрос: Кому из героев помогали волшебники? Ответ: Старику - Золотая рыбка Князю Гвидону - Царевна-лебедь. Прослушайте отрывок и ответьте на вопрос: Какая проблема, стоящая перед всеми людьми, не существовала для Царевны-Лебедь. Снова князь у моря ходит С синя моря глаз не сводит; Глядь - поверх текучих вод Лебедь белая плывет. "Здравствуй, князь ты мой прекрасный!.. "Полно, князь, душа моя, Не печалься; рада службу Оказать тебе я в дружбу. Ответ. Проблема ограниченности ресурсов. Вопрос: Какую экономическую проблему проиллюстрирует следующий эпизод. Вот неделя, другая проходит, Еще пуще старуха вздурилась; Опять к рыбке старика посылает: "Воротись, поклонись рыбке: Не хочу быть столбовою дворянкой, А хочу быть вольною царицей Смилуйся, государыня рыбка! Опять моя старуха бунтует: Уж не хочет быть она дворянкой, Хочет быть вольною царицей" Ответ: Неограниченность человеческих потребностей. Послушайте еще один отрывок. Жил- был поп, Толоконный лоб. Пошел поп по базару Посмотреть кой-какого товару. Навстречу ему Балда Идет, сам не зная куда "Что, батька, так рано поднялся?.. Ладно. Не будет нам обоим накладно Поживи-ка на моем подворье, Окажи свое усердие и проворье." Вопрос: Из какого произведения этот отрывок? Какой экономический термин уместен для описания данной сделки? Ответ. "Сказка о Попе и работнике его Балде". Бартер. Обмен без денег по соглашению сторон. Герои следующего отрывка предпочитают бартеру товарно-денежный обмен. Вопрос. Из какого произведения эти строчки? О ком говориться в отрывке? "Чем вы, гости, торг ведете И куда теперь плывете?" Корабельщики в ответ: "Мы объехали весь свет, Торговали соболями, Чернобурыми лисами. А теперь нам вышел срок. Едем прямо на восток, Мимо острова Буяна, В царство славного Салтана..." Ответ. "Сказка о царе Салтане...". О купцах. Задание. Подобрать синонимы к слову "купец", (коммерсант, торговец, продавец, работник торговли) Потребности можно удовлетворить при помощи товаров и услуг. Вопрос. Чем отличаются товары и услуги. Ответ. Товар это предмет, с помощью которого мы удовлетворяем свои потребности. Услуга- деятельность, результаты которой удовлетворяют те или иные потребности людей. Возьмите текст стихотворения "У лукоморья дуб зеленый...", из данного стихотворения выпишите все товары и услуги. Ответ.
Изготовление товаров происходит в процессе производства. Для того, чтобы организовать данный процесс необходимо собрать воедино три фактора производства. Земля. Фактор производства, включающий в себя природные ресурсы, сырье, используемое в процессе производства. Капитал. Здания, сооружения, станки и оборудование, т.е. все то, что, было создано в процессе производства и необходимо для изготовления товаров. Труд. Люди, способные участвовать в процессе производства. Задание. Иллюстрации, к каким сказкам изображены на карточках? Найти предметы, которые можно отнести к факторам производства. Очень много жизненных, экономически обоснованных событий происходит в знакомых с детства произведениях. Но волшебными их делают не только чудеса кудесников и чародеев, а певучий, неповторимый язык дивных пушкинских сказок. Он уносит нас от повседневности в светлый и радостный мир чудес. Но вернемся к действительности. Послушайте газетные заметки. Подумайте, что напоминают вам эти "экономические новости". Международные отношения. Делегация работников торговли, возвращаясь с международной ярмарки, нанесла визит правительству небольшого островного государства. Встреча прошла в теплой, дружеской обстановке. (Сказка о царе Салтане). На страже отечества. Правительство намерено сократить расходы военно- промышленного комплекса, купив биологический наблюдательный прибор, реагирующий на приближающегося неприятеля. (Сказка о Золотом петушке). Вести из российской глубинки. В российской провинции, пенсионер С. нашел оригинальный способ улучшения материального положения своей супруги. К сожалению непомерные запросы последней привели к плачевным результатам. (Сказка о рыбаке и рыбке) 0 налогах. Местный священник организовал отдел налоговой полиции, единственный работник которой проследил за своевременной сдачей налога у самой неорганизованной части населения. (Сказка о Попе и работнике Балде) Внимание! В продаже появились фальсифицированные фрукты, употребление которых приводит к негативным последствиям, таким, как продолжительный летаргический сон. Прежде, чем приобретать фрукты, требуйте сертификат соответствия и лицензию на право торговли. (Сказка о мертвой царевне и семи богатырях) Проблемы молодежи. Социологический опрос молодых девушек показал, что одна треть опрошенных решила сделать карьеру в области общественного питания, одна треть - посвятить себя ткацкому делу, остальные же надеются на удачное замужество. (Сказка о царе Салтане) Подошел к концу наш урок. Мы еще раз убедились, что экономические отношения, т.е. отношения между людьми возникающие в процессе производства, обмена, распределения и потребления материальных благ, существовали во все времена, и даже сказочные герои постоянно вступают между собой в экономические отношения. Всем присутствующим в зале Наша встреча показала: В этих толстых томиках Есть и экономика. Задание Приведены примеры различных ситуаций. Напротив предложения, где речь идет об услуге нужно поставить - У, о товаре - Т.
Задание Решить кроссворд 1. Зависимость экономических фирм друг от друга. 2. Человек, удовлетворяющий свои потребности. 3. Совместно организованное производство- в условиях ограниченности ресурсов По вертикали: |