Понедельник, 30.09.2024, 20:24

АСТРО-ПСИХО-ГРАФОЛОГИЯ

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 14
Гостей: 14
Пользователей: 0

Железная дорога

по материалам интернета

 

 

ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА АНАЛИЗ (НЕКРАСОВ 1864).

Вера поэта в народ, в его духовные силы так сильно заражает читателя потому, что она основана на изучении и глубоком понимании народной жизни, а не на идеализации народа.

Одно из самых сильных стихотворений Некрасова о народе - Железная дорога. Событие, подсказавшее сюжет стихотворения,- строительство железной дороги между Петербургом и Москвой, законченное в 1851 году. Однако стихотворение отразило более широкую картину бессовестной и бесчеловечной эксплуатации народа. Граф Клейнмихель, главноуправляющий путями сообщения, не задумываясь, губил крестьянские жизни, чтобы быстрее закончить строительство Николаевской железной дороги. Такое отношение к народу было свойственно огромному числу дельцов-промышленников и царских чиновников.

Стихотворению предшествует подчеркнуто прозаический эпиграф- запись вагонного разговора, случайно услышанного поэтом:

Ваня (в кучерском армячке). Папаша! Кто строил эту дорогу? Папаша (в пальто на красной подкладке). Граф Петр Андреевич Клейнмихель, душенька!

Здесь каждая деталь многозначительна. Пальто на красной подкладке носили только генералы. А кучерский армячок - свидетельство генеральского народолюбия. Генерал, очевидно, не прочь щегольнуть своим пристрастием к простому мужичку.

Изображение поздней русской осени, которым начинается стихотворение, вызывает в памяти пушкинские стихи: Унылая пора!

Очей очарованье! И у Некрасова с первых строк чувствуется очарованность осенней природой, возникает настроение свежести, душевного подъема. Да, Некрасов, бесспорно, следует за Пушкиным. Но нельзя не заметить в осеннем пейзаже примет именно некрасовского стиля:

Славная осень. Здоровый, ядреный Воздух усталые силы бодрит; Лед неокрепший на речке студеной Словно как тающий сахар лежит...

Немногие слова, свойственные крестьянской речи, но не нарушающие литературных норм,- ядреный, студеной - придают стихотворению народную окраску, вызывают ощущение народного взгляда на мир.

Этому способствует и ритм стихотворения: трехстопный стих, обычный в крестьянской лирике. Вы уже встречали у Некрасова наряду с ямбом и хореем варианты трехсложных размеров: амфибрахий - ударение на втором слоге:

Опять я в деревне, Хожу на охоту...

Крестьянские дети;

анапест - ударение на третьем слоге:

Вот парадный подъезд. По торжественным дням...

Размышления...

В Железной дороге применен дактиль - ударение на первом слоге:

Все хорошо под сиянием лунным...

Ритм стихотворения здесь так естественно сочетается с содержанием, словно слышишь перестук вагонных колес: та-та-та, та-та-та...

Некрасов вообще мастерски пользуется звукописью. В первой строфе стихотворения скопились звонкие, раскатистые р, создающие своеобразный аккомпанемент бодрым, радостным интонациям

А далее повторяются гласные у и ю, помогающие вообразить стремительное движение поезда, может быть, даже свист встречного ветра, паровозный гудок...

Все хорошо под сиянием лунным,

Всюду родимую Русь узнаю...

Быстро лечу я по рельсам чугунным,

Думаю думу свою...

Центральная часть стихотворения - разговор поэта с генеральским сыном Ваней. Поэт хочет, чтобы молодое поколение, в каких условиях оно ни вырастало, поняло величие народного труда, трагизм народной судьбы, осознало бы и свой долг перед народом. Сила художественной фантазии воскрешает строителей, по чьим костям пролегла дорога:

Чу! Восклицанья послышались грозные!

Топот и скрежет зубов;

Тень набежала на стекла морозные...

Что там? Толпа мертвецов.

Эти картины, как и песня мертвецов, нужны поэту не для того, чтобы напутать читателя. Образы мирных детей труда производят впечатление скорбного величия:

Не ужасайся их пения дикого!

С Волхова, с матушки-Волги, с Оки,

С разных концов государства великого -

Это все братья твои - мужики!

Образ народа-созидателя глубоко поэтичен и вызывает у автора любовь и уважение. Свои чувства он стремится внушить и маленькому Ване:

Эту привычку к труду благородную

Нам бы не худо с тобой перенять.

Благослови же работу народную

И научись мужика уважать.

В отличие от генерала, утверждавшего, что народные массы не создавать, разрушать мастера, поэт считает, что именно народ - творец всех материальных и духовных ценностей.

Труд народа, построившего в невыносимых условиях величайшее по тому времени техническое сооружение - железную дорогу протяженностью в сотни верст,- свидетельство неиссякаемых его духовных сил. Вот почему поэт говорит, обращаясь ко всему молодому поколению:

Да не робей за отчизну любезную...

Вынес достаточно русский народ,

Вынес и эту дорогу железную

- Вынесет все, что господь ни пошлет!

Вынесет все - и широкую, ясную

Грудью дорогу проложит себе.

Жаль только - жить в эту пору прекрасную

Уж не придется ни мне, ни тебе.

Поэт отвергает показное генеральское народолюбие, за которым-презрение к народу и страх перед ним. С горькой иронией рисует Некрасов светлую сторону народной жизни (с точки зрения генерала). Почтенный лабазник (купец), нанимавший рабочих, так рассчитал их, что каждый подрядчику должен остался. Но при этом он держится как благодетель народа. Вот как купчина говорит со строителями-тружениками:

С богом теперь по домам - проздравляю!

Шапки долой, коли я говорю!

Бочку рабочим вина выставляю

И недоимку дарю!

Стихотворение завершается тягостным зрелищем рабского ликования:

Выпряг народ лошадей - и купчину

С криком ура! по дороге помчал...

Поэт-демократ снова и снова восстает против покорности, которая более всего мешает труженикам завоевать свои права. Сам этот гнев, выражающий чувства лучших людей России, помогал современникам Некрасова понять, что близится время, когда мужик разогнет свою спину горбатую и скинет всех, кто так удобно уселся на ней.

О влиянии Железной дороги на молодое поколение свидетельствуют воспоминания Г. В. Плеханова: Я был тогда в последнем классе военной гимназии. Мы сидели после обеда группой в несколько человек и читали Некрасова. Едва мы кончили Железную дорогу, раздался сигнал, звавший на.с на фронтовое учение. Мы спрятали книгу и пошли в цейхгауз за ружьем, находясь под сильнейшим впечатлением всего только что прочитанного нами. Когда мы стали строиться, мой приятель С. подошел ко мне и, сжимая в руке ружейный ствол, прошептал: Эх, взял бы я это ружье и пошел бы сражаться за русский народ!

 

 

Прославление революционного подвига в произведениях 70-х годов. Элегия (1874). В 70-е годы, когда в России широко разворачивается деятельность революционного народничества, а во Франции разгорается героическая эпопея Парижской коммуны, основная тема крупнейших произведений Некрасова - прославление революционного подвига, призыв к революционной борьбе. Этой теме посвящены поэмы Дедушка и Русские женщины. В них Некрасов обращается к прошлому, к эпохе декабристов. Поэт стремится показать преемственность между поколениями революционных борцов. Герой поэмы Дедушка (1870)-декабрист, вернувшийся из Сибири. Годы каторги и ссылки не сломили его, он продолжает проповедовать революционные идеи своей молодости, в духе этих идей воспитывает внука.

В поэме Русские женщины (1871 -1872) Некрасов воспевает подвиг жен декабристов. Первоначально поэму свою он назвал Декабристки, но потом дал ей заглавие Русские женщины, подчеркивая тем самым широкий обобщающий смысл созданных им образов. Читатель 70-х годов, думая о женах декабристов, не мог не вспомнить своих замечательных современниц, шедших в народ и отдававших жизнь делу революции.

Духовный облик лучших люден России 60-70-х годов XIX века отразился в стихотворении Элегия (1874), которое поэт назвал самым задушевным и любимым из последних своих стихов. В Элегии особенно отчетливо проявилась народность, составляющая сущность всего творчества Некрасова. Поэт выступает в этом стихотворении как страстный защитник и выразитель народных интересов.

Для поэта не существует грани между личными стремлениями и общественным долгом. В этом он не одинок: он идет по пути, проложенному Пушкиным,-вспомните послание К Чаадаеву, Деревню. Главный вопрос некрасовской Элегии: Народ освобож-ден, но счастлив ли на no звучит как самый задушевный, глубоко волнующий человека, л.чя которого счастье парода -это его личное счастье.

Некрасов напоминает читателю о великих освободительных тра- дициях русской поэзии, которая воспитывала в людях чувство гражданского долга, стремление к борьбе за свободу. В некрасов- ской элегии есть строки, напоминающие пушкинскую Деревню:

...Увы! пока народы

Влачатся в нищете, покорствуя бичам,

Как тощие стада по скошенным лугам,

Оплакивать их рок, служить им будет муза,

И в мире нет прочней, прекраснее союза!..

Сравните с этими строками стихи Пушкина:

Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам,

Здесь рабство тощее влачится по браздам

Неумолимого владельца.

Некрасов говорит о пореформенной деревне, поэтому из его стихов исчезает образ неумолимого владельца, исчезает слово рабство, но остается главное: народы, покорствуя бичам, влачат жалкое существование. Сохраняется и выразительный глагол влачатся- идут через силу, едва передвигая ноги; остался и эпитет тощие, подчеркивающий степень народной нищеты. У Некрасова появилось еще и выразительное сравнение народа с голодным стадом, которое пасется на скошенном лугу.

Как и Пушкин в Деревне. Некрасов обращается с призывом к гражданам своей страны, наиболее чутко воспринимающим голос ЩШды и добра,- к молодому поколению:

Пускай нам говорит изменчивая мода,

Что тема старая - страдания народа

И что поэзия забыть ее должна.

- Не верьте, юноши! не стареет она.