Урок – размышление
«Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил». А. Сент-Экзюпери.
Антуан Сент-Экзюпери был летчиком. Человек необычайно яркой одаренности, он с
детских лет увлекался рисованием, музыкой, стихами и техникой. «Детство – вот
огромный край, откуда приходит каждый», - писал Экзюпери. «Откуда я родом? Я
родом из моего детства, словно из какой-нибудь страны». В его творчестве,
пожалуй, нет книги, где бы он ни вспомнил о своем детстве. Экзюпери всегда умел
ценить дружбу, считая это чувство самым драгоценным, что есть на земле. Он
попадал в тяжелые авиационные катастрофы, участвовал в борьбе испанских
республиканцев, нередко бывал на грани смерти. Друзья вспоминали: «Он не
увиливал ни от какого риска. Всегда впереди! Всегда готов на все!».
В Африке Сент-Экзюпери 14 раз спасал друзей, потерпевших аварию над пустыней и захваченных в плен дикими племенами.
Когда его друг Гийоме разбился в Кордильерах, он день за днем кружил над мертвыми горными пиками, ныряя к самому дну ледяных ущелий.
«Лежа в снегу, я тебя видел, но ты меня не замечал», - сказал потом чудом спасшийся Гийоме.
«Кто же еще решился бы летать так низко в этих горах?» - ответил Гийоме.
Когда он проделывал головоломные трюки, машина начала разваливаться в воздухе. «Мне-то крышка, но не падать же на праздничную толпу»,- успел подумать он и нашел в себе и в самолете силы дотянуть до места, где в случае катастрофы пострадал бы он один.
Много лет без надежды томился в неволе негр Барк, похищенный кочевниками. Сент-Экзюпери выкупил Барка и помог ему уехать на родину – к жене, к детям.
Может быть, единственный способ убедиться в реальности чудес – самому их творить; и пусть это будут даже самые маленькие чудеса.
Он научил маленького мальчика пускать мыльные пузыри. Но, ударяясь о стену, пузыри лопались. Мальчик плакал. Несколько дней Экзюпери ходил сумрачный. Потом прибавил в мыльную пену каплю глицерина. Теперь пузыри отпрыгивали от стен, как мячики; они стали еще ярче и прекраснее.
Ему принадлежало много взрослых изобретений, но прыгающими мыльными пузырями он гордился больше, чем всеми другими открытиями.
Как-то ему передали слова полубезумной старухи: «Боги уже слишком стары, и теперь я должна заботиться о мире».
Как близка была ему мудрость этих слов!
Перед концом жизни он вложил их в уста
одного из своих любимых героев, вождя берберского племени: «Сердце мое
обременено тяжестью всего мира, словно на меня легла забота о нем».
Авиация и литература вошли в жизнь Антуана почти одновременно. На вопрос, что
он предпочитает – летать или писать – он ответил: - «Для меня летать и писать –
одно и то же». Самую жизнь он ощущал как полет, движение. Писатель мечтал о
спасении всего человечества на путях морального усовершенствования, он
неустанно утверждал: «Мы жители одной планеты, пассажиры одного корабля». «Мне
всегда была
Философским завещанием писателя стала написанная им незадолго до гибели сказочная повесть «Маленький принц», в аллегорических образах которой он воплотил свои самые заветные идеалы.
Работа с текстом:
- «Маленький принц» - философская сказка. В самом широком философском смысле – это история о любви и дружбе, о жизни и смерти;
- Расскажите о встрече летчика с Маленьким принцем;
- Как Маленький принц жил на своей планете?
- Чему учит нас, обитателей Земли, Маленький принц?
- Как вы понимаете слова автора: «Дети, берегитесь баобабов!». Чем же они опасны?
- Почему Маленький принц просит нарисовать намордник для барашка?
- Какое место в жизни мальчика занимала Роза?
- Как описывает ее автор? (глава 8, выборочное чтение);
- Почему же Маленький принц улетает от нее? (выразительное чтение сцены прощания);
- Чему учат нас здесь золотоволосый мальчик и Роза? (верности, гордости);
- Зачем герой сказки отправляется в путешествие? Как он сам об этом говорит? Зачитайте.
Странствия Маленького принца.
Работа в парах.
Посещая различные планеты, Маленький принц встречается с взрослыми, посвятившими свою жизнь неразумным целям. Расскажите о каждой планете и об отношении малыша к их обитателям. Какие уроки вынес Маленький принц с каждого астероида? (Уроки записывают на специальные листы, попутно работают со словарями.)
«Астероид» - 325. Планета короля» – сообщение первой пары. Учащиеся раскрывают значения слов: астероид, подданный, авторитарный, рассказывают, почему мальчик покинул короля. Зачитывают философские мысли Экзюпери: «Себя судить куда трудней, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр», «С каждого нужно спрашивать то, что он может дать», «Власть, прежде всего, должна быть разумной».
«Астероид - 326. Планета честолюбца» - выступление второй пары. Объяснение слов: тщеславие, честолюбец, эгоист. Рассказ о встрече с честолюбцем. Маленький принц понял, что тщеславные люди глухи ко всему, кроме похвал.
«Астероид – 327. Планета пьяницы» - работа над словами: совершенство, вера, деградация. Урок, который выносит Маленький принц: пьяница пьет оттого, что ему стыдно за себя, в водке он находит забвение. Каждый человек должен найти в себе силы изменить себя, если это нужно.
Урок: если человек считает своим главным достоинством то, что он серьезный и деловой, и занят только делом, его жизнь прожита напрасно. Если он «за всю свою жизнь ни разу не понюхал цветка, ни разу не поглядел на звезду, никого никогда не любил, он не человек, он гриб».
«Астероид – 329. Планета фонарщика» - учащиеся рассказывают о том, почему Маленький принц хотел подружиться с фонарщиком. Урок: быть верным слову, не покладая рук работать, вопреки лени и трудностям освещать людям путь.
«Астероид – 330. Планета географа» - работа со словарем: репутация, формалист. На этой планете принц понимает: так жить нельзя.
А теперь расскажите о посещении мальчиком планеты Земля.
- Похож ли летчик на ранее встреченных героев? (нет, он общителен, добр, бескорыстен, заботлив);
- Какую истину, забытую людьми, напоминает Лис Маленькому принцу? («Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил, ты в ответе за свою розу». Чтение диалога Лиса и Маленького принца по ролям. Глава 21);
- Почему Маленький принц почувствовал себя очень-очень несчастным, когда увидел сад, полный роз? (Он чувствует себя обманутым и обедневшим, он верил, что его Роза – единственная, а в одном только этом саду пять тысяч таких же красавиц. Но Маленький принц понимает, что его Роза неповторима: «Вы ничуть не похожи на мою Розу. Никто вас не приручил, и вы никого не приручили. Таким прежде был мой Лис. Он ничем не отличался от ста тысяч других лисиц. Но я с ним подружился, и теперь он – единственный во всем свете. Мне моя Роза дороже всех вас. Ведь это ее, а не вас я поливал каждый день. Ее загораживал ширмою, оберегая от ветра… Она моя»). В этом главный урок науки любви. Любовь – труд. Дорогим становится тот, о ком заботимся, кому отдаем душу, кого приручили.
- Почему Маленький принц возвращается на свою планету?
(Потому что он приручил свою розу, он в ответе за нее).
Прочитаем конец XXVI главы – сцену прощания с взрослым человеком. «Напрасно ты идешь со мной. Тебе будет больно на меня смотреть, тебе покажется, будто я умираю, но это неправда».
- Как характеризует эта сцена летчика и Маленького принца? они приручили друг друга.
И никогда ни один взрослый не поймет, как это важно!» Давайте поразмышляем над этими словами.
- Ребята, как вы считаете, почему автор так желает, чтобы Маленький принц вернулся на Землю? (Чтобы взрослые наконец-то поняли то, что понимают дети. Чтобы люди посмотрели на себя и на свои поступки глазами чистого, искреннего, доброго друга, стали лучше и совершеннее);
- Как вы думаете, вернется ли к нам мальчик с золотыми волосами? (размышления ребят).
- Какие же самые заветные мысли выразил Сент-Экзюпери в своем произведении? (Быть в ответе за тех,
кого приручили. Дружба и любовь – это труд. Дорогим становится тот, о ком заботимся, кому отдаем душу.
Жить для других. Любить ближнего. Быть верным, не терять веру в себя.
Стремиться к истине. Беречь свою планету. Искоренять зло (выпалывать баобабы)).
Сам писатель считает, что в человеке «надлежит постоянно поддерживать все, что возвышенно в нем и велико. Совершенство – всегда недосягаемо. У него одно лишь значение – значение звезды, ведущей тебя вперед, к цели». Маленький принц говорил, что у каждого человека – свои звезды. Одним, - тем, кто странствует, они указывают путь, для других – это просто маленькие огоньки. А писатель Сент-Экзюпери учит нас с вами видеть сердцем души тех, кто дорог и близок нам, любить тех, кого мы приручили, нести ответственность за все, что происходит рядом с тобой.
Домашнее задание: сочинение-миниатюра «Ты нам нужен, Маленький принц».