Меню сайта
Статистика
Онлайн всего: 18 Гостей: 18 Пользователей: 0 |
Педагогическое наследиеЯнуш Корчак (1878–1942):детский врач, основатель «Дома для сирот» для еврейских детей в Варшаве, написал свыше 20 книг. В 1940 году нацисты, оккупировавшие Варшаву, переместили «Дом сирот» в гетто. Януш Корчак понимал, что гибель неизбежна. Ему предлагали спастись, но отказался бросить 200 своих воспитанников ("Не могу. Не все люди — мерзавцы" ) и вместе с ними мужественно принял смерть в газовой камере в лагере Треблинка в 1942 г. По дороге туда он читал детям сказки. «Трудное это дело — родиться и научиться жить. Мне осталась задача куда легче — умереть... Я хотел бы умирать в полном со-знании, сохраняя присутствие духа. Не знаю, что я сказал бы детям на прощание. Хотелось бы сказать многое, главное же — что они вольны сами избрать свой путь». "Познал ли ты самого себя, воспитал ли ты самого себя, чтобы взять на себя ответственность воспитывать другого человека —ребенка? Ибо воспитание ребенка — «это не милая забава, а работа, в которую нужно вложить усилия бессонных ночей, капитал тяжких переживаний и множество размышлений..." Исходный пункт педагогической концепции Корчака — ребенок как личность и его благо. Ребенок — это самостоятельная «отдельность» и независимая от другой воли личность. Согласно Корчаку, ребенок имеет право даже на смерть. Готовы ли мы сегодня даже профессиональным нашим педагогическим сознанием, сложившимся в русле традиционных авторитарных установок безоговорочно принять этот принципиальный тезис? Следующий пункт. Вопреки принятому представлению, что ребенок лишь будущий человек, а детство — подготовительный этап взрослой жизни, Корчак решительно утверждает тезис о полноценности ребенка как человека и о самоценности детства как подлинного, а не предварительного этапа будущей «настоящей» жизни. «Детей нет — есть люди, но с иным масштабом понятий, иным запасом опыта, иными влечениями, иной игрой чувств». Отсюда — «одна из грубейших ошибок считать, что педагогика является наукой о ребенке, а не о человеке». Ребенок есть отличающаяся, но отнюдь не низшая или более слабая психическая организация. В области чувств ребенок превосходит взрослых силой, ибо не отработано торможение. В области интеллекта, по меньшей мере, равен им, недостает лишь опыта. «Основным лейтмотивом, содержанием психической жизни младенца является стремление к овладению неведомыми стихиями, тайнами окружающего его мира, откуда идет добро и зло. Желая овладеть, стремится познать... Ребенок —это ученый в лаборатории, напрягший всю свою волю и ум для решения труднейших задач». Детство есть полноценный этап жизни человека — сама жизнь. «Разве существует жизнь в шутку?» «Чем же сегодня ребенка хуже, менее ценно, чем его завтра?» «Нет, детский возраст — долгие, важные годы в жизни человека». Детство — фундамент жизни: без безмятежного, наполненного детства, считает Корчак, последующая жизнь будет ущербной. Лишь такое детство создает условия для нормального созревания и развития личности. Отсюда вытекает следующий тезис Корчака — о равноценности ребенка и взрослого. Поэтому традиционное,пренебрежительное отношение к нему как к младшему, более слабому существу, должно быть решительно заменено новым отношением — уважением, признанием права ребенка на уважение, признанием его человеческого достоинства. Но что имеет место в действительности? «Все современное воспитание, — отмечает Корчак, — направлено на то, чтобы ребено был удобен, последовательно, шаг за шагом стремится усыпить,подавить, истребить все, что является волей и свободой ребенка,стойкостью его духа, силой его требований». (Когда это написано — 70 лет назад, вчера или в нынешнее время?) В семье — «не любовь к ребенку, а родительский эгоизм, не благо личности, а амбиции толпы, не поиски пути, а путы шаблона». А чего хочет общество, поручившее ребенка воспитателю, чего ждут государство, церковь, работодатель? «Государство требует официального патриотизма, церковь — догматической веры, работодатель — честности,а все они — посредственности и смирения». |