Януш Корчак (1878–1942):детский врач, основатель «Дома для сирот»
для еврейских детей в Варшаве, написал свыше 20 книг.
В 1940 году нацисты, оккупировавшие Варшаву, переместили «Дом сирот» в гетто.
Януш Корчак понимал, что гибель неизбежна.
Ему предлагали спастись, но отказался бросить 200 своих воспитанников
("Не могу. Не все люди — мерзавцы" ) и вместе с ними мужественно принял смерть
в газовой камере в лагере Треблинка в 1942 г. По дороге туда он читал детям сказки.
«Трудное это дело — родиться и научиться жить. Мне осталась задача куда легче — умереть...
Я хотел бы умирать в полном со-знании, сохраняя присутствие духа.
Не знаю, что я сказал бы детям на прощание.
Хотелось бы сказать многое, главное же — что они вольны сами избрать свой путь».
"Познал ли ты самого себя, воспитал ли ты самого себя, чтобы
взять на себя ответственность воспитывать другого человека —ребенка?
Ибо воспитание ребенка — «это не милая забава, а работа,
в которую нужно вложить усилия бессонных ночей,
капитал тяжких переживаний и множество размышлений..."
Исходный пункт педагогической концепции Корчака — ребенок как личность и его благо.
Ребенок — это самостоятельная «отдельность» и независимая от другой воли личность.
Согласно Корчаку, ребенок имеет право даже на смерть.
Готовы ли мы сегодня даже профессиональным нашим педагогическим сознанием, сложившимся в русле
традиционных авторитарных установок безоговорочно принять этот принципиальный тезис?
Следующий пункт. Вопреки принятому представлению, что ребенок лишь будущий человек,
а детство — подготовительный этап взрослой жизни,
Корчак решительно утверждает тезис о полноценности ребенка как человека
и о самоценности детства как подлинного, а не предварительного этапа будущей «настоящей» жизни.
«Детей нет — есть люди, но с иным масштабом понятий, иным запасом опыта, иными влечениями,
иной игрой чувств». Отсюда — «одна из грубейших ошибок считать,
что педагогика является наукой о ребенке, а не о человеке».
Ребенок есть отличающаяся, но отнюдь не низшая или более слабая психическая организация.
В области чувств ребенок превосходит взрослых силой, ибо не отработано торможение.
В области интеллекта, по меньшей мере, равен им, недостает лишь опыта.
«Основным лейтмотивом, содержанием психической жизни младенца является стремление
к овладению неведомыми стихиями, тайнами окружающего его мира, откуда идет добро и зло.
Желая овладеть, стремится познать... Ребенок —это ученый в лаборатории,
напрягший всю свою волю и ум для решения труднейших задач».
Детство есть полноценный этап жизни человека — сама жизнь.
«Разве существует жизнь в шутку?»
«Чем же сегодня ребенка хуже, менее ценно, чем его завтра?»
«Нет, детский возраст — долгие, важные годы в жизни человека».
Детство — фундамент жизни: без безмятежного, наполненного детства, считает Корчак,
последующая жизнь будет ущербной.
Лишь такое детство создает условия для нормального созревания и развития личности.
Отсюда вытекает следующий тезис Корчака — о равноценности ребенка и взрослого.
Поэтому традиционное,пренебрежительное отношение к нему как к младшему,
более слабому существу, должно быть решительно заменено новым отношением — уважением,
признанием права ребенка на уважение, признанием его человеческого достоинства.
Но что имеет место в действительности?
«Все современное воспитание, — отмечает Корчак, — направлено на то, чтобы ребено был удобен,
последовательно, шаг за шагом стремится усыпить,подавить,
истребить все, что является волей и свободой ребенка,стойкостью его духа, силой его требований».
(Когда это написано — 70 лет назад, вчера или в нынешнее время?)
В семье — «не любовь к ребенку, а родительский эгоизм, не благо личности, а амбиции толпы,
не поиски пути, а путы шаблона». А чего хочет общество, поручившее ребенка воспитателю,
чего ждут государство, церковь, работодатель? «Государство требует официального патриотизма,
церковь — догматической веры, работодатель — честности,а все они — посредственности и смирения».