Понедельник, 30.09.2024, 20:30

АСТРО-ПСИХО-ГРАФОЛОГИЯ

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 18
Гостей: 18
Пользователей: 0

Педагогическое наследие

Януш Корчак (1878–1942):детский врач, основатель «Дома для сирот»

для еврейских детей в Варшаве, написал свыше 20 книг.

В 1940 году нацисты, оккупировавшие Варшаву, переместили «Дом сирот» в гетто.

Януш Корчак понимал, что гибель неизбежна.

Ему предлагали спастись, но отказался бросить 200 своих воспитанников

("Не могу. Не все люди — мерзавцы" ) и вместе с ними мужественно принял смерть

в газовой камере в лагере Треблинка в 1942 г. По дороге туда он читал детям сказки.

«Трудное это дело — родиться и научиться жить. Мне осталась задача куда легче — умереть... 

Я хотел бы умирать в полном со-знании, сохраняя присутствие духа.

Не знаю, что я сказал бы детям на прощание.

Хотелось бы сказать многое, главное же — что они вольны сами избрать свой путь».


"Познал ли ты самого себя, воспитал ли ты самого себя, чтобы

взять на себя ответственность воспитывать другого человека —ребенка?

Ибо воспитание ребенка — «это не милая забава, а работа,

в которую нужно вложить усилия бессонных ночей,

капитал тяжких переживаний и множество размышлений..."


Исходный пункт педагогической концепции Корчака — ребенок как личность и его благо.

Ребенок — это самостоятельная «отдельность» и независимая от другой воли личность.

Согласно Корчаку, ребенок имеет право даже на смерть.

Готовы ли мы сегодня даже профессиональным нашим педагогическим сознанием, сложившимся в русле

традиционных авторитарных установок безоговорочно принять этот принципиальный тезис?

Следующий пункт. Вопреки принятому представлению, что ребенок лишь будущий человек,

а детство — подготовительный этап взрослой жизни,

Корчак решительно утверждает тезис о полноценности ребенка как человека

и о самоценности детства как подлинного, а не предварительного этапа будущей «настоящей» жизни.

«Детей нет — есть люди, но с иным масштабом понятий, иным запасом опыта, иными влечениями,

иной игрой чувств». Отсюда — «одна из грубейших ошибок считать, 

что педагогика является наукой о ребенке, а не о человеке».

Ребенок есть отличающаяся, но отнюдь не низшая или более слабая психическая организация.

В области чувств ребенок превосходит взрослых силой, ибо не отработано торможение.

В области интеллекта, по меньшей мере, равен им, недостает лишь опыта.

Его-то и накапливает ребенок.

«Основным лейтмотивом, содержанием психической жизни младенца является стремление

к овладению  неведомыми стихиями, тайнами окружающего его мира, откуда идет добро и зло.

Желая овладеть, стремится познать... Ребенок —это ученый в лаборатории,

напрягший всю свою волю и ум для решения труднейших задач».

Детство есть полноценный этап жизни человека — сама жизнь.

«Разве существует жизнь в шутку?»

«Чем же сегодня ребенка хуже, менее ценно, чем его завтра?»

«Нет, детский возраст — долгие, важные годы в жизни человека».

Детство — фундамент жизни: без безмятежного, наполненного детства, считает Корчак,

последующая жизнь будет ущербной.

Лишь такое детство создает условия для нормального созревания и развития личности.

Отсюда вытекает следующий тезис Корчака — о равноценности ребенка и взрослого.

Поэтому традиционное,пренебрежительное отношение к нему как к младшему,

более слабому существу, должно быть решительно заменено новым отношением — уважением,

признанием права ребенка на уважение, признанием его человеческого достоинства.

Но что имеет место в действительности?

«Все современное воспитание, — отмечает Корчак, — направлено на то, чтобы ребено был удобен,

последовательно, шаг за шагом стремится усыпить,подавить,

истребить все, что является волей и свободой ребенка,стойкостью его духа, силой его требований».

(Когда это написано — 70 лет назад, вчера или в нынешнее время?)

В семье — «не любовь к ребенку, а родительский эгоизм, не благо личности, а амбиции толпы,

не поиски пути, а путы шаблона». А чего хочет общество, поручившее ребенка воспитателю,

чего ждут государство, церковь, работодатель? «Государство требует официального патриотизма,

церковь — догматической веры, работодатель — честности,а все они — посредственности и смирения».