ОБРАБОТКА И
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
При анализе результатов необходимо соотнести цвет, присвоенный каждому понятию,
и эмоциональное значение этого цвета.
Ниже приводится краткая характеристика каждого цвета, его
эмоционально-психологическое значение:
- Синий: добросовестный,
спокойный, несколько холодный.
- Зеленый: самостоятельный,
настойчивый, иногда упрямый, напряженный.
- Красный: дружелюбный, общительный, энергичный,
уверенный, раздражительный.
- Желтый: очень активный, открытый, общительный,
веселый.
- Фиолетовый: беспокойный, эмоционально напряженный,
имеющий потребность в душевном контакте.
- Коричневый: зависимый,
чувствительный, расслабленный.
- Черный: молчаливый, эгоистичный, враждебный,
отвергаемый.
- Серый: вялый,
пассивный, неуверенный, безразличный.
Опыт
показывает, что дети дошкольного возраста обычно выбирают:
Добрый - желтый и
красный цвета. Другими
словами, дети считают, что добрый человек общительный, дружелюбный, открытый.
Злой
- черный цвет. Пожалуй,
комментарии здесь излишни - ведь этот цвет отражает эгоистичность,
враждебность, отвержение.
Честный
- желтый, фиолетовый и красный цвета. То есть для детей данное понятие
ассоциируется с такими характеристиками, как потребность в душевном контакте,
общительность, открытость, дружелюбность.
Лживый
- черный цвет. Дети
не случайно выбирают этот цвет, поскольку он ассоциируется с такими личностными
характеристиками, как упрямство, враждебность, эгоистичность. При этом дети
почти не выбирают красный и желтый цвета, то есть обманщик не воспринимается
ими как открытый, общительный, дружелюбный, отзывчивый человек, с чем трудно не
согласиться.
Щедрый
- красный и фиолетовый цвета. Необходимо отметить, что для
дошкольника щедрость является очень сложным понятием, отношение к нему
достаточно противоречивое. Ребенок знает, что щедрым быть хорошо, но отдать
свое, поделиться ему трудно. Особенно это заметно у детей до 5 лет: они нередко
выбирают даже черный цвет. Дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет) уже не
выбирают черный и коричневый цвета, тем самым относя это качество к
положительным, хотя отношение остается неопределенным. И только в младшем
школьном возрасте становится возможным выделение определенных цветов.
Жадный
- красный и черный цвета. То
есть дети считают его решительным, сильным, может, даже агрессивным,
враждебным.
Трудолюбивый
- фиолетовый и желтый цвета. Другими
словами, трудолюбивый человек очень активен, энергичен, готов к активным
действиям, может быть суетлив.
Ленивый
- коричневый, серый, синий цвет. То есть дети справедливо
считают
Литература:
Диагностика эмоционально-нравственного развития / Ред. и сост. И.Б.Дерманова. –
СПб., 2002. – С.41-42.